Виды налогов.
А: По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.
Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребление) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его в цену товара, так что реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства ввиду своей замаскированности.
С другой стороны, косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.
Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).
Б: В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленными называются такие налоги, которые на длительный период (более чем на 5 лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.
В: В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги (и они составляют основную налоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
Г: В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:
1) федеральные, которые устанавливаются законами РФ, взимаются на всей ее территории. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;
2) налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается актами Российской Федерации, а часть – законами субъекта РФ, однако конкретная ставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований;
3) местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм от которых на долгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так, и законами субъектов РФ, федеральными законами.
Д: В зависимости от категории налогоплательщика. Некоторые налоги могут взиматься только с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и др.), другие – только с юридических лиц (налог на прибыль, на добавленную стоимость). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридических лиц (земельный налог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
- Понятие и роль финансов.
- Финансовая система: понятие, структура.
- Финансовая деятельность гос-ва: понятие, формы, принципы.
- Методы финансовой деятельности.
- Органы, осуществляющие финансовую деятельность.
- Правовой статус Министерства Финансов рф.
- Правовой статус Федеральной налоговой службы.
- Правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
- Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- Правовой статус Федеральной службы страхового надзора.
- Правовой статус Федерального казначейства.
- Финансовое право как отрасль права: понятие, предмет, метод.
- Система финансового права.
- Источники финансового права. Понятия и виды.
- Соотношение фп с другими отраслями российского права (кп,ап,гп)
- Субъекты финансового права.
- Финансово-правовые нормы: понятие, особенности и виды.
- Структура финансово-правовой нормы.
- Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды.
- Счетная палата рф как орган финансового контроля.
- Методы финансового контроля.
- Аудиторский финансовый контроль.
- Бюджетное право как подотрасль финансового права.
- Бюджетный кодекс рф как источник бюджетного права.
- Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, виды, структура.
- Бюджетное устройство и бюджетная система.
- Принципы бюджетной системы.
- Сбалансированность бюджетов. Дефицит бюджета: понятие.
- Бюджетная классификация: понятие, виды.
- Доходы бюджета: понятие, виды, распределение в бюджетной системе.
- Расходы бюджета: понятие, принципы, виды.
- Расходное обязательство рф, s рф, муниципальных образований: понятие, виды, порядок формирования.
- Бюджетный процесс: понятие, особенности, принципы.
- Полномочия участников бюджетного процесса.
- Полномочия главных распорядителей (распорядителей) как участников бюджетного процесса.
- Стадия составления бюджета.
- Стадия рассмотрения и утверждения бюджета.
- Стадия исполнения бюджета.
- Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. (общая хар-ка)
- Целевые денежные фонды государства и муниципальных образований: понятие, особенности, виды.
- Целевые бюджетные фонды.
- Целевые государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного мед страхования, соц страхования: понятие, особенности, бюджетный процесс).
- Налоговое право как подотрасль финансового права: понятие, принципы.
- Понятие и роль налогов.
- Виды налогов.
- Функции налогов.
- Система налогов и сборов в рф. Порядок установления налогов и сборов.
- Элементы налогообложения.
- Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- Общая характеристика региональных налогов.
- Общая характеристика местных налогов.
- Государственный кредит как институт финансового права.
- Государственный (муниципальный) долг: понятие, структура, виды, управление.
- 2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
- 4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
- В объем муниципального долга включаются:
- Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
- Страхование: понятие, виды.
- Обязательное медицинское страхование.
- Обязательное социальное страхование.
- Обязательное страхование банковских вкладов.
- Правовой статус цб рф.
- Финансово-правовые основы взаимоотношений цб рф с кредитными организациями.