logo search
итоговый_вариант

Анализ государственного бюджета кр

Доходы государственного бюджета делятся на налоговые и неналоговые. Основными доходами бюджета КР являются общегосударственные налоги, ставки которых, объекты и субъекты налогообложения, а также методы сбора определяются Налоговым кодексом Кыргызской Республики и которые взимаются на всей ее территории. К общегосударственным налогам и другим доходам относятся:

а) налог на прибыль юридических лиц независимо от форм собственности;

б) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;

в) подоходный налог с физических лиц;

г) единый налог для субъектов малого предпринимательства;

д) доходы от обязательного патентирования;

е) другие общегосударственные налоги и доходы, устанавливаемые в законодательном порядке.

К неналоговым доходам относятся:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

в) доходы от платных услуг и работ, оказываемых государственными органами и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

г) средства, полученные в результате применения мер материальной, административной и уголовной ответственности, в частности: штрафы, конфискация, компенсация.

Общегосударственные налоги и другие доходы могут поступать как в республиканский, так и в местные бюджеты.

Доходы республиканского бюджета

а) отчисления от общегосударственных налогов и других доходов;

б) налог на добавленную стоимость;

в) акцизный налог на импортную продукцию;

г) налог за пользование автомобильными дорогами, взимаемый с юридических лиц;

д) импортные и экспортные таможенные пошлины;

е) отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) проценты по кредитам (ссудам), выдаваемым из республиканского бюджета;

з) сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами;

и) комиссионный сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг;

к) сбор за регистрацию залога, произведение выписки из Единого государственного реестра и дополнительное залоговое уведомление;

л) сбор за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств;

м) консульские сборы;

н) сбор и отчисления за осуществление туристской и альпинистской деятельности;

о) незаконно полученные доходы, в том числе за осуществление деятельности без лицензии, в отношении которого установлен лицензионный порядок;

п) доходы от проведения республиканских лотерей (плата за право осуществления лотерейной деятельности);

р) плата за опробирование и клеймение ювелирных (бытовых) изделий из драгоценных металлов (техническая экспертиза и контрольные анализы драгоценных металлов);

с) доходы от аренды и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

т) доходы концессионные (от аренды имущества, земли и ее недр иностранными инвесторами) и роялти;

у) плата за загрязнение окружающей среды (включая плату за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов);

ф) доходы за оказанные государственными организациями платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;

х) доходы за прохождение альтернативной (вневойсковой) службы;

ц) доходы за пользование природными ресурсами и недрами;

ч) доходы от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в государственную собственность, в том числе товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа в пользу государства;

ш) доходы от прибыли Национального банка Кыргызской Республики;

щ) доходы от дивидендов на государственный пакет акций;

ы) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в республиканский бюджет;

э) доходы уголовно-исполнительных инспекций;

ю) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, административные штрафы и санкции, взимаемые государственными органами и их территориальными подразделениями, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;

я) прочие неналоговые, иные доходы, предусмотренные законами Кыргызской Республики.

Доходы местных бюджетов

а) отчисления от общегосударственных налогов и других доходов;

б) доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом;

в) земельный налог;

г) арендная плата за землю, взимаемая за право пользования землями Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;

д) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в местный бюджет;

е) местные налоги и сборы;

е) доходы муниципальных учреждений за оказанные ими платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому аильным, поселковым и городским кенешем;

ж) административные штрафы и другие санкции;

з) гранты, трансферты, добровольные взносы;

и) иные неналоговые и другие доходы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Также в местные бюджеты производятся отчисления от общегосударственных налогов и других доходов по нормативам, а также от сумм, поступивших от штрафов, пени и других санкций, налагаемых налоговыми органами по данным видам налогов и других доходов.

Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов утверждаются ЖогоркуКенешем Кыргызской Республики и не подлежат изменению в течение трех лет. Распределение поступлений от общегосударственных налогов и других доходов между республиканским и местными бюджетами устанавливается законом о республиканском бюджете.

Утвержденные нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов Министерством финансов Кыргызской Республики доводятся до органов местного самоуправления. В настоящее время в местный бюджет от общегосударственных налогов отчисляются 35%, а 65% этих налогов поступают в республиканский бюджет.

Проанализируем структуру доходов бюджета по видам поступлений (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, определяющим и главным источником государственных доходов являются налоговые поступления, удельный вес которых в госбюджете Кыргызстана за все годы проводимых экономических реформ не был ниже 73 - 81% всех доходов.

Таблица 1 - Динамика и структура налоговых поступлений в КР

млн. сом

Показатели

1997

19998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего доходов

3620

5035

6287

8153

9888

12540

14412

16209

18335

20368

24815

28867

налоговые поступления

2947

3839

4865

5954

7676

9188

10475

11912

13980

16361

20024

23467

доля налоговых поступлений

81,41

76,25

77,38

73,03

77,63

73,27

72,68

73,49

76,25

80,33

80,69

81,29

неналоговые поступления

196

868

1136

1771

1581

2673

2984

3567

3414

3567

4652

5240

доля неналоговых поступлений

5,41

17,24

18,07

21,72

15,99

21,32

20,70

22,01

18,62

17,51

18,75

18,15

Прочие доходы

276

195

197

279

608

622

700

790

824

990

1010

991

доля прочих доходов

7,62

3,87

3,13

3,42

6,15

4,96

4,86

4,87

4,49

4,86

4,07

3,43

Источник: Рассчитано на основе данных Министерства финансов КР и ГКНС Кыргызской Республики

Подобная структура доходов бюджета начала складываться еще в начале 90-х гг. ХХв. с началом формирования налоговой системы страны.

Рис.3. Доходы государственного бюджета КР

Млн. сом

Источник: Построено на основе данных Министерства финансов КР и ГКНС Кыргызской Республики

Как видно из рис.3, в период между 1997-2008 гг. динамика бюджетных доходов характеризовалась относительным ежегодным ростом с 15,5 % к ВВП в 1997 г. до 22,2 % в 2008 г. Значительную часть в доходах республики занимают налоговые поступления, доля которых в период 1997-2008 гг. колебалась от 81 % до 73%. Снижение доли налоговых поступлений обусловлено не столько недостаточным ростом уровня сбора налогов, сколько значительным увеличением неналоговых платежей, удельный вес которых в структуре доходов возрос с 5,4% в 1997 году до 20,7% в 2008 году. Что, в свою очередь, связано с существенными изменениями в составе неналоговых платежей.

Уровень налоговых поступлений за 1997-2008 годы колебался в пределах от 12,6% до 15,9 % по отношению к ВВП, достигнув наибольшей отметки в 1998 г. - 16,3 % ВВП и наименьшей – в 2006 г. в 11,7% ВВП. Нестабильная характеристика связана как с изменениями в экономическом развитии, так и в налоговой политике республики. В Кыргызской Республике преимущество отдается косвенному налогообложению. В структуре налоговых поступлений косвенные налоги занимают порядка 60 % в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, налога за оказание платных услуг населению и с розничных продаж.

Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный, земельный налог, налог за пользование дорогами, ФПЛЧС, МСБ и др.) в общей совокупности составляют более 35 % от всех налоговых поступлений. При этом данное соотношение прямых и косвенных налогов сохраняется за весь анализируемый период с незначительным сокращением доли прямых налогов (1997 г. – 36,1 %) и ростом косвенных налогов (1997 г. – 54,9 %).

За последний период отмечается яркая тенденция увеличения бюджетных доходов. Факторами роста доходов послужил рост экономических показателей страны, эффективность проводимой налоговой политики, улучшение администрирования налогов, совершенствование законодательства и увеличение налогооблагаемой базы.

Номинальный объем доходов бюджета в 2008 году составил 42,4 млрд. сомов или на уровне 26,8% ВВП (2007 года – 25,4 % к ВВП). Уровень налоговых сборов по отношению к ВВП составит 21,9% с ростом по сравнению с фактическим сбором 2007 года на 2,9 процентных пункта. В структуре объема общих доходов удельный вес налоговых поступлений в сравнении с предыдущим периодом возрастет 6,9 процентных пункта и составил 81,6%.

Наиболее заметный вклад внесли налоговые доходы, которые остаются главным источником пополнения бюджетных доходов. Объем налоговых сборов за 2005-2008 годы увеличился на 11,8 процента с 16,4 млрд. сомов до 18,35 млрд. сомов. Среднегодовой темп роста за эти годы составил 23,6%. Доля налоговых доходов в объеме ВВП выросла до 19,0% ВВП в 2008 году против 16,3% ВВП в 2005 году. Наибольший рост в объеме налоговых поступлений показали подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизный налог, налог с продаж и оказание платных услуг, а также таможенные платежи. Суммарный удельный вес их в объеме всех налоговых доходов по итогам 2008 года составил порядка 84%.

Поступление основных видов налогов и платежей выглядит следующим образом

За 2008 год Государственным комитетом Кыргызской Республики по налогам и сборам собрано налогов и платежей в сумме 18350,7 млн. сом или 101,1% от прогноза в объеме 18156,3 млн. сом, по сравнению с 2007 годом поступления налогов и платежей увеличились на 5671,6 млн. сом или на 44,7%. Доля доходов к ВВП составила 9,9% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,0 процентных пункта.

рис.4. Динамика налоговых поступлений за 2007-2008 годы