logo
итоговый_вариант

Москва 201_ г. Содержание введение

Актуальность темы исследования: В Кыргызской Республике сформированы основы налоговой системы, отвечающей требованиям современной рыночной экономики и базирующейся на общепринятых сегодня в мировой практике основных видах налогов. Вместе с тем, в налоговой системе Кыргызской Республики сохраняется преимущественно фискальная направленность, система крайне нестабильна, и ей мешают чрезмерные административные барьеры. Все это не позволяет в необходимых объемах наращивать предпринимательскую активность и обеспечивать устойчивые темпы экономического роста.

Степень изученности проблемы: Проблема совершенствования налогового администрирования на сегодня является одной из наиболее актуальных.

В Кыргызской Республике были исследованы отдельные вопросы данной поблемы, которые были затронуты в научных трудах А.У. Орузбаева, А. Жапарова, М.Б. Балбакова, В.И. Кумскова и др. Однако указанные научные публикации касаются лишь отдельных сторон функционирования налогового администрирования и не охватывают проблемы полностью. Так, возникновение большинства проблем вызваны с осуществлением налоговой реформы и введением нового Налогового Кодекса, что обострило необходимость оценки налогового администрирования и и обоснования дальнейшего его совершенствования, изменения некоторых ориентиров.

Объект исследования: налоговое администрирование в Кыргызской Республике.

Предмет исследования: Современные проблемы налогового администрирования в Кыргызской Республике.

Цель исследования: разработка основных направлений совершенствования налогового администрирования в Кыргызской Республике.

Из содержания этой цели вытекают следующие исследовательские задачи:

-определение понятия и выявление современных тенденций развития налогового администрирования;

-выявление перспектив налогового реформирования в Кыргызской Республике;

-разработка методического подхода и критериев оценки эффективности налогового администрирования;

-исследование фактора общественной поддержки налоговой системы в повышении экономической эффективности налогового администрирования;

-обоснование основных направлений совершенствования налогового администрирования как составной части институциональной реформы в Кыргызской Республике.

Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические положения и методологические подходы отечественных и зарубежных ученых, законодательно-нормативные акты Кыргызской Республики, Постановления Правительства Кыргызской Республики касающиеся предмета исследования.

Научная новизна, отраженная в дипломной работе заключается в критическом анализе теорий формирования налогового администрирования, определения принципов и категорий формирования налогового администрирования, в конструктивных предложениях по совершенствованию налогового механизма.

Практическое значение исследования состоит в том, что в нем сформулированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование налоговой системы и государственной политики Кыргызской Республики по повышению экономической роли налогового администрирования в ускорении социально-экономического развития страны.

Экономическая значимость полученных результатов заключается в оценке эффективности налогового администрирования, позволяющей своевременно определять ее проблемы, не прибегая к кардинальным реформированиям целой системы.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (с подразделами), заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

    1. Становление и развитие налогового администрирования

Исторически при рассмотрении вопросов налогообложения основное внимание уделялось самим налогам, при этом все вопросы связанные с организацией сборов налогов являлись фоном для рассмотрения вопросов налогообложения. Считается, что впервые системный анализ проблем обеспечения сбора налогов был опубликован в 1662 г. Родоначальником английской классической политической экономии Уильямом Пети в работе «Трактат о налогах и сборах». Обобщив практику налогообложения разных государств Европы, он предложил системный подход, который мог позволить повысить уровень эффективности сбора налогов. То есть, фактически был разработан научный подход к организации процесса налогообложения и управления им, который можно рассматривать как научное становление основ налогового администрирования.

Важно отметить, что в условиях интенсивного развития капитализма новые виды деятельности порождали, как правило, налоги, которые в конечном итоге нарушали баланс в экономике государства и приводили к экономическим кризисам. В свою очередь новые экономические кризисы порождали необходимость дальнейшего развития экономических теорий для выработки эффективных мер налогового администрирования. Таким образом, в процессе эволюционного развития капитализма значительные прорывы в развитии экономических теорий происходили чаще всего в ответ на резкое возрастание потребностей экономики в средствах противодействия кризисам, когда известные налоговые теории оказывались малоэффективными или вообще не действенными.

В этих условиях следующим существенным шагом в развитии налогового администрирования явилось создание специальных государственных структур, в том числе ответственных за формирование и реализацию налоговой политики. Учитывая, что вопросы налоговой политики решаются на уровне руководства государства, представляется целесообразным все вопросы связанные с формированием налоговой политики рассматривать как налоговое администрирование макроуровня. В результате эволюционного развития процессов налогообложения сформировалась двухуровневая система государственного налогового администрирования: макроуровня и микроуровня. Границей, разделяющей указанные уровни, является налоговая система. При этом на макроуровне решаются все вопросы налогового администрирования по формированию научно обоснованной налоговой стратегии, налоговой концепции, налоговой политики – непосредственно определяющей облик налоговой системы и направления ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, разработки (реформированию) самой налоговой системы.

Основным содержанием вопросов налогового администрирования на микроуровне (в системе налоговых органов) является реализация положений налоговой системы: обеспечение мобилизации налогов и сборов, предусмотренных налоговой системой, и решение организационных вопросов повышения эффективности работы налоговых органов.

Совокупность налогового администрирования макро- и микроуровней составляет систему государственного налогового администрирования. Но налоговое администрирование предполагает определение принципов и последовательности построения налоговых систем, правомочий органов власти разных уровней в регулировании налоговых отношений, права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов, организацию налогового контроля и процедуры обжалования решений. Построение экономически эффективной системы налоговых органов и их информационного взаимодействия с заинтересованными структурами различных уровней и исполнительной власти.

Соответственно, для решения перечисленных задач система государственного налогового администрирования должна включать, законодательную (правовую) базу и необходимые силы и средства для осуществления администрирования.

В государствах с экономикой переходного периода наблюдается обратная картина: макроуровень не стабилен и отличается высокодинамичными изменениями в налоговом администрировании. Указанная нестабильность процессов налогообложения макроуровня обусловливается прежде всего неустойчивостью переходной экономики – своеобразием вектора (цели) ее функционирования и развития.

Для развития государства с рыночной экономикой, представляющей устойчивую систему, таким вектором является само функционирование системы, ее «самосохранение». Для переходной экономики цель функционирования – изменение, переход в другую систему.

Из положения о принципиальном отличии направленности векторов развития экономических систем следует вывод, что и налоговое администрирование в разных типах государств должно также иметь принципиальное отличие. Данное положение основывается на том, что в рамках переходного периода на основе фактически полностью разрушенной экономики и государственных институтов власти (начальный этап переходного периода) создается принципиально новое государство с рыночной экономикой. Однако, несмотря на кажущуюся простоту рассмотренной задачи поэтапного развития налоговой политики и, соответственно, налоговой системы адекватнее изменению условий налогообложения в переходный период, она так и не была реализована.

Известно, что на рубеже 90-х годов большая часть стран не была готова к незамедлительному переходу к рынку. Ряд политиков и экономистов настаивали на очень острожном движении к рынку, оставаясь в рамках социалистической модели хозяйствования при абсолютном доминировании государственной собственности и сохранении административного контроля над большей частью цен. При дальнейшем развитии экономической реформы приоритет был сохранен за указанной моделью реформы хозяйствования. Но данный подход в выборе экономической политики и, как следствие, налоговой реформы не оправдал себя. Несмотря на принимаемые меры по стабилизации народного хозяйства из-за того, что реальные темпы трансформации социалистической экономики в рыночную оказались существенно выше прогнозируемых, механизм централизованного планирования и управления народным хозяйством оказался не работоспособным. В условиях усиления кризисных явлений в экономике в 1991 г. была проведена налоговая реформа и в короткий срок, фактически директивным методом была введена новая налоговая система. Несмотря на то, что в новой налоговой системе нашли отражение последние достижения в области построения и развития налоговых систем экономически развитых государств мира, в условиях налогообложения начала переходного периода она оказалась не эффективной. Дальнейшие события показали, что механический перенос основных подходов формирования налоговых систем экономически развитых иностранных государств на налоговую систему государства с переходной экономикой в начале и даже в середине переходного периода не допустим, так как он совершенно не учитывает изложенную выше специфику изменения условий налогообложения в переходный период. Перегруженность чрезмерным количеством налогов и слишком высокий уровень налогового бремени, запутанность законодательства в условиях переходной экономики сыграли решающую роль в снижении эффективности государственного налогового администрирования, что в свою очередь привело к углублению трансформационного кризиса и криминализации экономики.

Следует отметить, что по мере приобретения практического опыта налогового администрирования были определены рациональные направления повышения эффективности налоговой системы, основным из которых является снижение налоговой нагрузки. Но, несмотря на реализованные меры, налоговая система и в ее нынешнем виде недостаточно эффективна при выполнении своих задач, как фискальной, так и стимулирующей. Она создает препятствия даже простому воспроизводству, не говоря уже о расширенном, поэтому ее либерализация представляет жизненно необходимый шаг, осуществление которого откладывается уже ряд лет. Во многом это объясняется тем, что и сегодня по-прежнему отсутствует научно обоснованная концепция налоговой реформы.

За последние десятилетия осуществлялись крупные реформы в области налоговой службы, затронувшие страны на всех уровнях экономического развития по всему миру, в том числе в странах СНГ (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Украина, Кыргызская Республика и др.). Одной из важных направлений этих реформ являлась разработка стратегии модернизации, опирающейся на основных принципах налоговой системы, которая приведет к улучшениям в долгосрочном плане во всех областях налогового администрирования по сбору налогов. При этом первостепенное значение имеет повышение уровня автоматизации и компьютеризации.