1.2. Сущность и функции налогов в современном государстве.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности,
вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства- бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной "кровеносной артерией" финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением производства на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал Карл Маркс. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяются элементы налогов. К ним относятся:
а) субъект налога или налогоплательщик- лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо, поэтому рассматривают:
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают твердые (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту без учета дифференциации его величины), прогрессивные (средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю) и регрессивные (средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста налога. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении дохода) виды налоговых ставок.
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые (взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения; подоходный налог с предприятия, организаций, корпораций и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности) и косвенные (налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины).
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации (Декларация – документ), в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части (шедyлы). Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Функциями налогов является проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и другие). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществлении контрольной функции налогов, ее полнота в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги
В Кыргызстане и в других странах переход к рыночным отношениям, освобождение экономики от идеологических догм обусловили глубокие экономические преобразования. Основа рыночной экономики - ее конкурентная природа. Но свободная конкуренция предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм возможна лишь в одинаковых стартовых условиях. Это осуществляется через налоговую систему.
На современную налоговую систему много нареканий со стороны предпринимателей и экономистов. Главные претензии -нестабильность налогов, и налоги чрезмерно высоки.
Какими должны быть налоги - высокими или низкими - извечный вопрос. Стремление снизить налоги постоянно в противоречии с текущими потребностями финансирования хозяйства, включая перспективное развитие, финансирование научных исследований, содержание армии и социальной сферы. Величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти тогда, когда учитываются интересы производственных коллективов, предпринимателей и отдельных производителей. Как правило, повышение налогов не дает адекватного роста доходов, а в отдельных случаях приводит к противоположным результатам.
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства...
Как видно А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;
неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков
К числу наибольших важнейших принципов, которые должны быть реализованы в налоговой системе, относятся:
1.все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение налогов и неправильное их исчисление должны быть утверждены в законодательном порядке;
2.стабильность правил применения налогов. Указанный принцип обеспечивает стабильность правил хозяйствования, дает возможность предприятиям планировать свою деятельность и быть уверенным в своем экономическом и финансовом развитии. Стабильная система налогообложения делает привлекательным инвестиционные вложения, а следовательно способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономике страны;
3. множественность объектов налогообложения. использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется: во-первых, тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле; во- вторых, тем. Что в период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительными низкими ставками и широкой налогооблагаемой базы, чем один, два вида поступлений с высокими ставками изъятия. Этот принцип должен сочетать разумное применение прямых и косвенных налогов.
4.ориентирование налоговой системы (однократность налогообложения). В налоговой системе каждый налог ориентируется на свой объект, что исключает двойное налогообложение, то есть один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период;
5. дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов;
6.налоги должны быть четко разделены по уровням изъятея (в Кыргызстане – общегосударственные и местные);
7.испльзование системы налоговых льгот. Этот принцип стимулирует процессы инвестирования средств в предпринимательской деятельности и одновременно реализует принцип социальной справедливости, в том числе гарантирует гражданам прожиточный минимум;
8.универсализация налогообложения обеспечивает:
во-первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования независящие от видов собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;
во-вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога в независимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики и т.д.;
9. научный подход к определению конкретной величины ставки налога, то есть обоснование той доли изъятия, которая позволит субъекту налога (плательщик налога) иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает также механический перенос на нашу систему налогов, ставок налогообложения используемых в других странах и исключает фискальный подход к их установлению.
Существует принцип платежеспособности, согласно которому больше должны платить те, чьи доходы выше, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Этот принцип отражает необходимость перераспределения доходов. Так как он гласит что, оплата услуг государства должны быть выше для богатых и ниже для бедных, но при этом имеются свои сложности. Потому что, согласно закону Энгеля, с ростом дохода возрастает их доля направляемая на приобретения предметов роскоши, в то время как доля расходов на приобретение предметов первой необходимости падает. Преимущественное налогообложение богатой части населения сократит их возможности в приобретении предметов роскоши. А налоги на бедную часть населения лишат ее возможности покупать необходимые предметы и вещи. Это значит, что средства изъятые в виде налогов у бедных будут больше жертвы, чем те которые изъяли у богатых, но это не значит, что они безоговорочно будут платить налоги в бюджет больше. Поэтому государству приходится применять различные по воздействию на доход налоги их принято делить на три группы:
1 прогрессивные (налоги, которые возрастают быстрее, чем прирастает доход.)
2 регрессивные (налоги, которые характеризуются взиманием более высокого процента с низких доходов, и низкого процента с высоких доходов и он возрастает медленнее, чем доход)
3 пропорциональные (налоги, которые забирают одинаковую часть от любого дохода, то есть существует единственная ставка для доходов любой величины. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства).
В современный период развивается экономическое программирование - оно предполагает постановку хозяйственных задач и выработку системы мер по их решению. Основная цель при этом – координация государственных мероприятий: регулирование инвестиций, распределение кредита, определение направленности бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования, политика в области заработной платы и социальных нужд и т. д. Экономическое программирование приводит к дальнейшему повышению роли государства. Незначительно заметная переориентация национальной экономики в заданном направлении невозможна без вмешательства государства в инвестиционную политику.
В рыночной экономике налоги выполняют важную роль, но главным вопросом являются функции, выполняющиеся в хозяйственном механизме. На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире, не регyлирyемyю государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
В Кыргызстане к малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов,
освоение новой техники, полностью освобождается от налогов.
Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода деятельности
Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимyлирyет технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.
Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условияхзначительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чyвствyет себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п.
Не зная твердо, каковы бyдyт условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации,
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения,
Состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.
Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель. Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регулирующий, стимyлирyющей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.
Динамизм налоговой системы обусловлен не только изменением видов налогов, но еще большей степени - подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит от величины налоговых ставок, Поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый процесс для отдельных налогоплательщиков, применяют налоговые льготы, опять-таки в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.
Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидуализация налоговых ставок, льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Государственный университет управления»
- Выпускная квалификационная работа
- Допустить к защите
- Москва 201_ г. Содержание введение
- 1.2. Сущность и функции налогов в современном государстве.
- Глава 2. Состояние функциональной деятельности налоговых органов в кыргызской республике
- 2.1. Состояние налоговой системы в Кыргызской Республике на современном этапе
- 2.2. Формирование системы налогового администрирования и контроля
- 2.3. Налоговая проверка как технология контроля качества администрирования
- Анализ государственного бюджета кр
- В Кыргызской Республике
- Состав и динамика расходов государственного бюджета кр
- Заключение
- Список использованной литературы
- 13 Зрелов а.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия "налоговый контроль" // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал).- 2004.- n 9. -с. 19 - 38..