Анализ государственного бюджета кр
Доходы государственного бюджета делятся на налоговые и неналоговые. Основными доходами бюджета КР являются общегосударственные налоги, ставки которых, объекты и субъекты налогообложения, а также методы сбора определяются Налоговым кодексом Кыргызской Республики и которые взимаются на всей ее территории. К общегосударственным налогам и другим доходам относятся:
а) налог на прибыль юридических лиц независимо от форм собственности;
б) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;
в) подоходный налог с физических лиц;
г) единый налог для субъектов малого предпринимательства;
д) доходы от обязательного патентирования;
е) другие общегосударственные налоги и доходы, устанавливаемые в законодательном порядке.
К неналоговым доходам относятся:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
в) доходы от платных услуг и работ, оказываемых государственными органами и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
г) средства, полученные в результате применения мер материальной, административной и уголовной ответственности, в частности: штрафы, конфискация, компенсация.
Общегосударственные налоги и другие доходы могут поступать как в республиканский, так и в местные бюджеты.
Доходы республиканского бюджета
а) отчисления от общегосударственных налогов и других доходов;
б) налог на добавленную стоимость;
в) акцизный налог на импортную продукцию;
г) налог за пользование автомобильными дорогами, взимаемый с юридических лиц;
д) импортные и экспортные таможенные пошлины;
е) отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы;
ж) проценты по кредитам (ссудам), выдаваемым из республиканского бюджета;
з) сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами;
и) комиссионный сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг;
к) сбор за регистрацию залога, произведение выписки из Единого государственного реестра и дополнительное залоговое уведомление;
л) сбор за регистрацию (перерегистрацию) транспортных средств;
м) консульские сборы;
н) сбор и отчисления за осуществление туристской и альпинистской деятельности;
о) незаконно полученные доходы, в том числе за осуществление деятельности без лицензии, в отношении которого установлен лицензионный порядок;
п) доходы от проведения республиканских лотерей (плата за право осуществления лотерейной деятельности);
р) плата за опробирование и клеймение ювелирных (бытовых) изделий из драгоценных металлов (техническая экспертиза и контрольные анализы драгоценных металлов);
с) доходы от аренды и приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
т) доходы концессионные (от аренды имущества, земли и ее недр иностранными инвесторами) и роялти;
у) плата за загрязнение окружающей среды (включая плату за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов);
ф) доходы за оказанные государственными организациями платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;
х) доходы за прохождение альтернативной (вневойсковой) службы;
ц) доходы за пользование природными ресурсами и недрами;
ч) доходы от реализации конфискованного имущества, имущества, безвозмездно перешедшего в установленном порядке в государственную собственность, в том числе товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме отказа в пользу государства;
ш) доходы от прибыли Национального банка Кыргызской Республики;
щ) доходы от дивидендов на государственный пакет акций;
ы) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в республиканский бюджет;
э) доходы уголовно-исполнительных инспекций;
ю) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, административные штрафы и санкции, взимаемые государственными органами и их территориальными подразделениями, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;
я) прочие неналоговые, иные доходы, предусмотренные законами Кыргызской Республики.
Доходы местных бюджетов
а) отчисления от общегосударственных налогов и других доходов;
б) доходы от управления и распоряжения муниципальным имуществом;
в) земельный налог;
г) арендная плата за землю, взимаемая за право пользования землями Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;
д) государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в местный бюджет;
е) местные налоги и сборы;
е) доходы муниципальных учреждений за оказанные ими платные услуги и выполненные работы, согласно реестру, утверждаемому аильным, поселковым и городским кенешем;
ж) административные штрафы и другие санкции;
з) гранты, трансферты, добровольные взносы;
и) иные неналоговые и другие доходы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
Также в местные бюджеты производятся отчисления от общегосударственных налогов и других доходов по нормативам, а также от сумм, поступивших от штрафов, пени и других санкций, налагаемых налоговыми органами по данным видам налогов и других доходов.
Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов утверждаются ЖогоркуКенешем Кыргызской Республики и не подлежат изменению в течение трех лет. Распределение поступлений от общегосударственных налогов и других доходов между республиканским и местными бюджетами устанавливается законом о республиканском бюджете.
Утвержденные нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов Министерством финансов Кыргызской Республики доводятся до органов местного самоуправления. В настоящее время в местный бюджет от общегосударственных налогов отчисляются 35%, а 65% этих налогов поступают в республиканский бюджет.
Проанализируем структуру доходов бюджета по видам поступлений (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, определяющим и главным источником государственных доходов являются налоговые поступления, удельный вес которых в госбюджете Кыргызстана за все годы проводимых экономических реформ не был ниже 73 - 81% всех доходов.
Таблица 1 - Динамика и структура налоговых поступлений в КР
млн. сом
Показатели | 1997 | 19998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
2008 |
Всего доходов | 3620 | 5035 | 6287 | 8153 | 9888 | 12540 | 14412 | 16209 | 18335 | 20368 | 24815 | 28867 |
налоговые поступления | 2947 | 3839 | 4865 | 5954 | 7676 | 9188 | 10475 | 11912 | 13980 | 16361 | 20024 | 23467 |
доля налоговых поступлений | 81,41 | 76,25 | 77,38 | 73,03 | 77,63 | 73,27 | 72,68 | 73,49 | 76,25 | 80,33 | 80,69 | 81,29 |
неналоговые поступления | 196 | 868 | 1136 | 1771 | 1581 | 2673 | 2984 | 3567 | 3414 | 3567 | 4652 | 5240 |
доля неналоговых поступлений | 5,41 | 17,24 | 18,07 | 21,72 | 15,99 | 21,32 | 20,70 | 22,01 | 18,62 | 17,51 | 18,75 | 18,15 |
Прочие доходы | 276 | 195 | 197 | 279 | 608 | 622 | 700 | 790 | 824 | 990 | 1010 | 991 |
доля прочих доходов | 7,62 | 3,87 | 3,13 | 3,42 | 6,15 | 4,96 | 4,86 | 4,87 | 4,49 | 4,86 | 4,07 | 3,43 |
Источник: Рассчитано на основе данных Министерства финансов КР и ГКНС Кыргызской Республики
Подобная структура доходов бюджета начала складываться еще в начале 90-х гг. ХХв. с началом формирования налоговой системы страны.
Рис.3. Доходы государственного бюджета КР
Млн. сом
Источник: Построено на основе данных Министерства финансов КР и ГКНС Кыргызской Республики
Как видно из рис.3, в период между 1997-2008 гг. динамика бюджетных доходов характеризовалась относительным ежегодным ростом с 15,5 % к ВВП в 1997 г. до 22,2 % в 2008 г. Значительную часть в доходах республики занимают налоговые поступления, доля которых в период 1997-2008 гг. колебалась от 81 % до 73%. Снижение доли налоговых поступлений обусловлено не столько недостаточным ростом уровня сбора налогов, сколько значительным увеличением неналоговых платежей, удельный вес которых в структуре доходов возрос с 5,4% в 1997 году до 20,7% в 2008 году. Что, в свою очередь, связано с существенными изменениями в составе неналоговых платежей.
Уровень налоговых поступлений за 1997-2008 годы колебался в пределах от 12,6% до 15,9 % по отношению к ВВП, достигнув наибольшей отметки в 1998 г. - 16,3 % ВВП и наименьшей – в 2006 г. в 11,7% ВВП. Нестабильная характеристика связана как с изменениями в экономическом развитии, так и в налоговой политике республики. В Кыргызской Республике преимущество отдается косвенному налогообложению. В структуре налоговых поступлений косвенные налоги занимают порядка 60 % в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, налога за оказание платных услуг населению и с розничных продаж.
Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный, земельный налог, налог за пользование дорогами, ФПЛЧС, МСБ и др.) в общей совокупности составляют более 35 % от всех налоговых поступлений. При этом данное соотношение прямых и косвенных налогов сохраняется за весь анализируемый период с незначительным сокращением доли прямых налогов (1997 г. – 36,1 %) и ростом косвенных налогов (1997 г. – 54,9 %).
За последний период отмечается яркая тенденция увеличения бюджетных доходов. Факторами роста доходов послужил рост экономических показателей страны, эффективность проводимой налоговой политики, улучшение администрирования налогов, совершенствование законодательства и увеличение налогооблагаемой базы.
Номинальный объем доходов бюджета в 2008 году составил 42,4 млрд. сомов или на уровне 26,8% ВВП (2007 года – 25,4 % к ВВП). Уровень налоговых сборов по отношению к ВВП составит 21,9% с ростом по сравнению с фактическим сбором 2007 года на 2,9 процентных пункта. В структуре объема общих доходов удельный вес налоговых поступлений в сравнении с предыдущим периодом возрастет 6,9 процентных пункта и составил 81,6%.
Наиболее заметный вклад внесли налоговые доходы, которые остаются главным источником пополнения бюджетных доходов. Объем налоговых сборов за 2005-2008 годы увеличился на 11,8 процента с 16,4 млрд. сомов до 18,35 млрд. сомов. Среднегодовой темп роста за эти годы составил 23,6%. Доля налоговых доходов в объеме ВВП выросла до 19,0% ВВП в 2008 году против 16,3% ВВП в 2005 году. Наибольший рост в объеме налоговых поступлений показали подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизный налог, налог с продаж и оказание платных услуг, а также таможенные платежи. Суммарный удельный вес их в объеме всех налоговых доходов по итогам 2008 года составил порядка 84%.
Поступление основных видов налогов и платежей выглядит следующим образом
За 2008 год Государственным комитетом Кыргызской Республики по налогам и сборам собрано налогов и платежей в сумме 18350,7 млн. сом или 101,1% от прогноза в объеме 18156,3 млн. сом, по сравнению с 2007 годом поступления налогов и платежей увеличились на 5671,6 млн. сом или на 44,7%. Доля доходов к ВВП составила 9,9% и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,0 процентных пункта.
рис.4. Динамика налоговых поступлений за 2007-2008 годы
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Государственный университет управления»
- Выпускная квалификационная работа
- Допустить к защите
- Москва 201_ г. Содержание введение
- 1.2. Сущность и функции налогов в современном государстве.
- Глава 2. Состояние функциональной деятельности налоговых органов в кыргызской республике
- 2.1. Состояние налоговой системы в Кыргызской Республике на современном этапе
- 2.2. Формирование системы налогового администрирования и контроля
- 2.3. Налоговая проверка как технология контроля качества администрирования
- Анализ государственного бюджета кр
- В Кыргызской Республике
- Состав и динамика расходов государственного бюджета кр
- Заключение
- Список использованной литературы
- 13 Зрелов а.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия "налоговый контроль" // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал).- 2004.- n 9. -с. 19 - 38..