17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.
Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на следующие группы:
1) высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью:
Президент РФ;
Государственная Дума РФ;
Правительство РФ.
2) государственные органы специальной компетенции:
Минфин России;
ЦБ РФ.
3) федеральные органы исполнительной власти (их финансовые департаменты и другие финансовые подразделения);
4) органы государственной власти субъектов РФ;
5) органы местного самоуправления.
Высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью
Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.
Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.
Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ1 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Государственные органы специальной компетенции
Для государственных органов специальной компетенции финансовая деятельность является основной.
Минфин России относится к числу федеральных ведомств, в соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.
Основные функции Минфина России:
составляет проект федерального бюджета;
утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.
Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, особую роль в осуществлении финансовой деятельности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.
Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.
Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти
Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.
Органы государственной власти субъектов РФ
Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта РФ, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администрация области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным собранием.
В составе администраций субъектов РФ функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):
устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;
обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов РФ, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;
осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;
предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.
- 1. Понятие финансов, их особенности, функции.
- 2. Финансы как экономическая и правовая категории.
- 3. Экономические основы функционирования финансов.
- 4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
- 5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 7. Финансовая система Российской Федерации.
- 8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
- 9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
- 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
- 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
- 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
- 13. Система и источники финансового права.
- 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
- 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
- 16. Финансовая политика государства.
- 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
- 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
- 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
- 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
- 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
- 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
- 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
- 25. Виды и формы финансового контроля.
- 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
- 27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
- 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
- 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
- 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
- 33. Стадии бюджетного процесса.
- 34. Бюджетная классификация.
- 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
- 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
- 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
- 40. Понятие и функции налогов и сборов.
- 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
- 42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
- 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
- 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
- 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
- 46. Элементы налогообложения.
- 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
- 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
- 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
- 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
- 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
- 53. Порядок разрешения налоговых споров.
- 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
- 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
- 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 57. Государственный внутренний долг.
- 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
- 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
- 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
- 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
- 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
- 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
- 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
- 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
- 68. Правовые основы обращения наличных денег.
- 69. Правовые основы безналичных расчетов.
- 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
- 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
- 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
- 73. Правовые основы вкладных операций.
- 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
- 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
- 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
- 77.Правовое регулирование страховой деятельности
- 78.Правовые основы валютного контроля.
- 79. Валютное регулирование и контроль
- 80. Органы и агенты валютного контроля.
- 81. . Электронные безналичные расчеты
- 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
- 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
- 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
- Лицензирование.
- 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
- 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
- 87. Организация имущественного и личного страхования.
- 88. Виды обязательного страхования.
- 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
- 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.