79. Валютное регулирование и контроль
Органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство РФ.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Уполномоченные банки – банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
· осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
· проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением:
1) валютных операций движения капитала;
2) купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки.
Валютные операции движения капитала делятся на 2 группы:
а) регулируемые Правительством РФ;
б) регулируемые ЦБР.
Валютные операции движения капитала, регулируемые Правительством:
1. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 3 лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Они осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
2. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 5 лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ. Они осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
3. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности (за исключением случаев из п.1, 2). Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа.
4. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев п.5. Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.
5. Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 3 лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД. Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50 % определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления.
6. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами. Осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством по согласованию с ЦБР и может предусматривать только: установление требования об использовании специального счета резидентом; установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100 % суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.
Валютные операции движения капитала, регулируемые ЦБР.
Валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами регулируются ЦБР, который может устанавливать только требование об использовании специального счета и требование о резервировании.
Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБР при регулировании следующих валютных операций:
1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в инвалюте резидентами нерезидентам;
2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в инвалюте резидентами от нерезидентов;
3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
5) операций кредитных организаций, за исключением банковских операций.
Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено ЦБР при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
1) расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам;
2) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами от нерезидентов;
3) операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
4) исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
5) операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
6) операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.
Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ.
Валютные операции между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150000 долларов США в течение календарного года осуществляются без ограничений.
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением следующих:
1. Юридические лица вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами.
2. Физические лица вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
3. Передача физическим лицом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
4. Дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам, завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.
5. Приобретение и отчуждение физическим лицом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет.
6. Перевод физическим лицом из РФ и в РФ без открытия банковских счетов, осуществляемый в установленном ЦБР порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода.
7. Покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной инвалюты.
8. Операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
9. Операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
10. Операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из РФ или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования этих грузов.
11. Операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ.
12. Операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ.
13. Операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в инвалюте в соответствии с законодательством РФ.
Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
2) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов);
3) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
4) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
5) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
6) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.
7) с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.
Ввоз и вывоз валютных ценностей:
1. Ввоз в РФ инвалюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.
2. Физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из РФ инвалюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ.
3. Физические лица имеют право единовременно вывозить из РФ наличную инвалюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ.
4. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная инвалюта не подлежит декларированию таможенному органу. Если же сумма превышает этот лимит, то требуется декларирование.
5. Единовременный вывоз из РФ физическими лицами наличной инвалюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, не допускается, за исключением п.2.
- 1. Понятие финансов, их особенности, функции.
- 2. Финансы как экономическая и правовая категории.
- 3. Экономические основы функционирования финансов.
- 4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
- 5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 7. Финансовая система Российской Федерации.
- 8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
- 9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
- 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
- 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
- 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
- 13. Система и источники финансового права.
- 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
- 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
- 16. Финансовая политика государства.
- 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
- 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
- 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
- 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
- 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
- 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
- 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
- 25. Виды и формы финансового контроля.
- 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
- 27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
- 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
- 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
- 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
- 33. Стадии бюджетного процесса.
- 34. Бюджетная классификация.
- 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
- 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
- 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
- 40. Понятие и функции налогов и сборов.
- 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
- 42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
- 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
- 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
- 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
- 46. Элементы налогообложения.
- 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
- 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
- 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
- 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
- 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
- 53. Порядок разрешения налоговых споров.
- 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
- 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
- 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 57. Государственный внутренний долг.
- 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
- 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
- 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
- 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
- 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
- 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
- 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
- 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
- 68. Правовые основы обращения наличных денег.
- 69. Правовые основы безналичных расчетов.
- 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
- 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
- 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
- 73. Правовые основы вкладных операций.
- 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
- 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
- 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
- 77.Правовое регулирование страховой деятельности
- 78.Правовые основы валютного контроля.
- 79. Валютное регулирование и контроль
- 80. Органы и агенты валютного контроля.
- 81. . Электронные безналичные расчеты
- 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
- 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
- 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
- Лицензирование.
- 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
- 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
- 87. Организация имущественного и личного страхования.
- 88. Виды обязательного страхования.
- 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
- 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.