18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
Финансовые органы общей компетенции
Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.
Полномочия Президента РФ в области финансов
Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.
Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.
Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:
- анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.
Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.
Полномочия Федерального собрания РФ в области финансов
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.
Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ.
После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.
После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.
Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.
Полномочия Правительства РФ в области финансов
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:
- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
- разрабатывает и реализует налоговую политику;
- обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
- принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
- осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
- осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
- руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;
- разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Финансовые органы специальной компетенции
Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты;
2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Министерство финансов РФ
К основным задачам Министерства финансов РФ относят:
- совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета;
-составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
-разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
-управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
-разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
-участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
-разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
-осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
и т.д.
Центральный банк РФ
Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.
Основными задачами ЦБ РФ являются:
-регулирование денежного обращения;
-проведение единой денежно - кредитной политики;
-защита интересов вкладчиков, банков;
-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
-осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
И т.д.
Федеральное казначейство
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.
Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.
Главные задачи Федерального казначейства РФ:
-организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;
-управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
-контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
В обязанности Федерального казначейства РФ входят:
-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
-оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.
На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.
Счётная палата РФ
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:
-контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
-проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;
-финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
-оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Федеральная служба по налогам и сборам
Федеральная служба по налогам и сборам РФ входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
Федеральная служба по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.
Основными задачами Федеральной службы по налогам и сборам являются:
-государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии бюджеты;
-участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;
-осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
-государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области контроля и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
-осуществление в соответствии с возложенными на него законодательством РФ функциями и в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам налогов и сборов.
Федеральная служба и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, лицевые счета в органах Федерального казначейства, Минфина РФ, а также счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по налогам и сборам России и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, целевого бюджетного Федерального фонда Федеральной службы по налогам и сборам, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.
- 1. Понятие финансов, их особенности, функции.
- 2. Финансы как экономическая и правовая категории.
- 3. Экономические основы функционирования финансов.
- 4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
- 5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 7. Финансовая система Российской Федерации.
- 8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
- 9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
- 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
- 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
- 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
- 13. Система и источники финансового права.
- 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
- 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
- 16. Финансовая политика государства.
- 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
- 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
- 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
- 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
- 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
- 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
- 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
- 25. Виды и формы финансового контроля.
- 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
- 27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
- 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
- 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
- 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
- 33. Стадии бюджетного процесса.
- 34. Бюджетная классификация.
- 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
- 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
- 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
- 40. Понятие и функции налогов и сборов.
- 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
- 42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
- 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
- 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
- 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
- 46. Элементы налогообложения.
- 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
- 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
- 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
- 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
- 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
- 53. Порядок разрешения налоговых споров.
- 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
- 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
- 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 57. Государственный внутренний долг.
- 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
- 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
- 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
- 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
- 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
- 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
- 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
- 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
- 68. Правовые основы обращения наличных денег.
- 69. Правовые основы безналичных расчетов.
- 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
- 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
- 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
- 73. Правовые основы вкладных операций.
- 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
- 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
- 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
- 77.Правовое регулирование страховой деятельности
- 78.Правовые основы валютного контроля.
- 79. Валютное регулирование и контроль
- 80. Органы и агенты валютного контроля.
- 81. . Электронные безналичные расчеты
- 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
- 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
- 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
- Лицензирование.
- 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
- 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
- 87. Организация имущественного и личного страхования.
- 88. Виды обязательного страхования.
- 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
- 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.