23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов — Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица — князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.
В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений — Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну — общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения — «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.
При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России — Большая Казна — действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.
В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1.
Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.
В 18 веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.
Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля — осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля — В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.
Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового контроля — Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.
Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.
Временное Правительство предоставило Госконтролю широкие полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.
В советское время контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон «О Счетной палате РФ» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.
- 1. Понятие финансов, их особенности, функции.
- 2. Финансы как экономическая и правовая категории.
- 3. Экономические основы функционирования финансов.
- 4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
- 5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
- 7. Финансовая система Российской Федерации.
- 8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
- 9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
- 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
- 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
- 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
- 13. Система и источники финансового права.
- 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
- 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
- 16. Финансовая политика государства.
- 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
- 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
- 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
- 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
- 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
- 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
- 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
- 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
- 25. Виды и формы финансового контроля.
- 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
- 27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
- 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
- 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
- 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
- 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
- 33. Стадии бюджетного процесса.
- 34. Бюджетная классификация.
- 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
- 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
- 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
- 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
- 40. Понятие и функции налогов и сборов.
- 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
- 42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
- 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
- 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
- 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
- 46. Элементы налогообложения.
- 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
- 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
- 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
- 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
- 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
- 53. Порядок разрешения налоговых споров.
- 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
- 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
- 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
- 57. Государственный внутренний долг.
- 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
- 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 60. Банковская система рф: структура, значение.
- 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
- 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
- 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
- 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
- 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
- 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
- 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
- 68. Правовые основы обращения наличных денег.
- 69. Правовые основы безналичных расчетов.
- 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
- 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
- 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
- 73. Правовые основы вкладных операций.
- 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
- 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
- 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
- 77.Правовое регулирование страховой деятельности
- 78.Правовые основы валютного контроля.
- 79. Валютное регулирование и контроль
- 80. Органы и агенты валютного контроля.
- 81. . Электронные безналичные расчеты
- 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
- 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
- 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
- Лицензирование.
- 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
- 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
- 87. Организация имущественного и личного страхования.
- 88. Виды обязательного страхования.
- 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
- 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.