Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения.
1. Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы : - экономические принципы налогообложения; - юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)- организационные принципы налоговой системы
Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом (именно об общих принципах налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, говорится в подпункте «и» ст. 72 Конституции России), так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.
2. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»';
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Принцип справедливости
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Однако содержание этого принципа настолько многогранно, неоднозначно и широко, что требует своего специального исследования (см. § 2.6 настоящего пособия).
Принцип соразмерности
Принцип соразмерности заключается в соотношении напол-ндемости бюджета и неблагоприятных для налогоплагельщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэф-фера (Laffer curve) (рис 2). Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) - при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.
Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности^ В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
Данный принцип является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством дяя налогоплательщика. По словам Н. И. Тургенева (1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей... Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты»^
Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.
Безусловно, именно из данного принципа исходил российский законодатель при принятии Федерального закона от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»*, в котором предусматривается замена множества налогов одним.
Кроме того, одним из проявлений данного принципа можно считать возможность выбора налогоплательщиком того или иного способа поведения из предложенных налоговым законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций»^ с 1997 года предприятия могут самостоятельно определять порядок уплаты налога на прибыль - либо поквартально с уплатой авансовых платежей, либо ежемесячно, но без внесения авансов по налогу.
Однако в ряде случаев современное российское налоговое законодательство вступает в противоречие с данным принципом. Так, по мнению специалистов, сложность, громоздкость и запутанность положений «Практического пособия по заполнению декларации о совокупном годовом доходе» (утверждено письмом Госналогслужбы РФ от 20 января 1997 г. № ПВ-6-08/58) не позволяют налогоплательщикам, не искушенным в налоговых лабиринтах, точно и правильно исчислить свои налоговые обязательства^.
Принцип экономичности (эффективности)
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Усилия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрываются суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной
порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной
- Научные теории налогообложения.
- Экономическая сущность налогообложения и специфические признаки налогов
- Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Система налогообложения в России в начале XX в
- Налогообложение в России периода нэПа.
- Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период.
- Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения.
- Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Налоговая политика государства.
- Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения.
- Методы налогообложения. Способы взимания налогов.
- Характеристика основных налогов и сборов рф.
- Функции налогов.
- Классификация налогов.
- Элементы налога, их определение и характеристика.
- Налоговый механизм взимания налогов. Способы уплаты налогов. Формы и способы взимания налогов. Налоговое бремя.
- Виды налогов и сборов в Российской федерации.
- Налоговое законодательство и иные правовые акты о налогах.
- Роль и место Налогового кодекса в системе налогового законодательства рф.
- Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности.
- Исполнение обязанности по уплате налога и сбора.
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот.
- Возникновение, изменение, исполнение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора. Способы уплаты налога.
- Налоговый контроль. Его виды, формы, методы.
- Налоговые проверки: камеральные, документальные, встречные и др.
- Налоговые правонарушения в рф (субъекты, состав правонарушений, ответственность).
- Налоговое планирование и учет.
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
- Изменение срока уплаты налога. Инвестиционный налоговый кредит.
- Особенности налогового учета амортизации основных средств и нематериальных активов.
- Налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль.
- Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы, порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
- Ставки и льготы по налогу на добавленную стоимость.
- Особенности определения налоговой базы по ндс.
- Экономическая сущность акцизов. Плательщики акцизов, объекты налогообложения.
- Особенности налогообложения акцизами на операции с нефтепродуктами и при перемещении подакцизных товаров через границу рф.
- Налогооблагаемая база, ставки, порядок исчисления и зачета сумм акцизов.
- Страховые взносы во внебюджетные фонды, экономическая сущность, плательщики и объекты налогообложения.
- Налоговая база, ставки страховых взносов, и сроки уплаты взносов.
- Порядок исчисления страховых взносов, налоговые льготы.
- Налог на доходы физических лиц. Объект обложения, налоговая база и налоговые льготы.
- Налоговые ставки, налоговые вычеты по ндфл.
- Дата получения дохода, порядок исчисления и сроки уплаты налога на доходы физических лиц.
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Налог на добычу полезных ископаемых, плательщики налога, объект налогообложения, ставки.
- Водный налог. Объект, налоговая база, льготы по налогу.
- Государственная пошлина. Объекты налогообложения, ставки.
- Упрощенная система налогообложения. Основание для перевода предприятия на упрощенную
- Плательщики, объект налогообложения, расчет налоговой базы по упрощенной системе налогообложения.
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налоговая база, порядок расчета и сроки уплаты.
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- Налог на имущество предприятий, его экономическая сущность, плательщики, объекты налогообложения.
- Налогооблагаемая база, льготы, ставки налога и расчет налога на имущество.
- Налог на игорный бизнес, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.
- Транспортный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налога.
- Земельный налог. Объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.
- Налог на имущество физических лиц. Ставки налога, льготы по налогу.
- Ответственность в сфере налоговых правоотношений.
- Экономическая и административная ответственность.
- Ответственность плательщиков за нарушение законодательства о ценообразовании.
- Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации, ее полномочия и права.