Налоговый контроль. Его виды, формы, методы.
Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды
Деятельность государственных органов в сфере налогообложения представляет собой разновидность государственного управления – процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому налоговый контроль как один из этапов налогообложения есть разновидность государственного контроля, наряду с экологическим, пожарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим. Если быть точнее, налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля, включающего также бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.
Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию. Налоговый контроль относится к типу финансово – хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц. Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений. При этом различается налоговый контроль в широком и узком смысле. Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы. Налоговый контроль в узком смысле – это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль» употребляется в НК РФ. Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля. Состав субъектов налогового контроля определяется ст.82 НК РФ, в соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы. контроль вправе налоговые органы. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст. 82 НК РФ). Проверки налогоплательщиков в отдельных случаях могут также осуществляться Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации некоторыми другими органами власти. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушения налогового законодательства или их число незначительно. К числу задач налогового контроля относятся:
неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);
предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
налоговых проверок;
получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
проверки данных учета и отчетности;
осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
в других формах, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушении законодательства. В настоящее время такая информация защищается в режиме налоговой тайны, которая является разновидностью конфиденциальной экономической информации. Под формой налогового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных (проверочных) действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как надзор, ревизия и проверка. Надзор предполагает осуществление систематического наблюдения за деятельностью налогообязанных субъектов на предмет соблюдения последними положений законодательства о налогах и сборах. Ревизия охватывает все (или почти все) стороны финансово – хозяйственной деятельности контролируемого субъекта, поэтому предполагает проведение комплекса контрольных мероприятий. Проверка поводится по определенному кругу вопросов посредствам исследования отдельных аспектов деятельности налогообязанных лиц. Под методами налогового контроля понимают приемы, способы или средства осуществления контрольной деятельности. Методы различают в зависимости от того, является он документальным или фактическими. Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся исключительно в документах бухгалтерского (налогового) учета и отчетности. Для документального налогового контроля типично использование таких методов, как: · формальная проверка документов; · арифметический счет; · юридическая оценка финансово – хозяйственных операций; · экономический анализ. Фактический налоговый контроль предполагает использование всех источников информации и доказательств, в том числе показание свидетелей, результатов обследования помещений и территорий, заключение экспертов и др. Фактический налоговый контроль предусматривает использование таких методов как: · учет налогоплательщиков; · исследование документов; · получение объяснений; · осмотр (обследование) помещений (территорий) и предметов; · инвентаризация; · привлечение специалиста; · экспертиза. Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм и методов и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках кон контрольной деятельности. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. Налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Контрольные мероприятия жестко затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методы финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по своей природе. Налоговый контроль как вид государственно-управленческой деятельности носит властный характер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные, торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности. К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др. Важное значение при определении принципов налогового контроля играет Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в г. Лиме (Перу) IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.
- Научные теории налогообложения.
- Экономическая сущность налогообложения и специфические признаки налогов
- Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Система налогообложения в России в начале XX в
- Налогообложение в России периода нэПа.
- Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период.
- Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения.
- Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Налоговая политика государства.
- Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения.
- Методы налогообложения. Способы взимания налогов.
- Характеристика основных налогов и сборов рф.
- Функции налогов.
- Классификация налогов.
- Элементы налога, их определение и характеристика.
- Налоговый механизм взимания налогов. Способы уплаты налогов. Формы и способы взимания налогов. Налоговое бремя.
- Виды налогов и сборов в Российской федерации.
- Налоговое законодательство и иные правовые акты о налогах.
- Роль и место Налогового кодекса в системе налогового законодательства рф.
- Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности.
- Исполнение обязанности по уплате налога и сбора.
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот.
- Возникновение, изменение, исполнение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора. Способы уплаты налога.
- Налоговый контроль. Его виды, формы, методы.
- Налоговые проверки: камеральные, документальные, встречные и др.
- Налоговые правонарушения в рф (субъекты, состав правонарушений, ответственность).
- Налоговое планирование и учет.
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
- Изменение срока уплаты налога. Инвестиционный налоговый кредит.
- Особенности налогового учета амортизации основных средств и нематериальных активов.
- Налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль.
- Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы, порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
- Ставки и льготы по налогу на добавленную стоимость.
- Особенности определения налоговой базы по ндс.
- Экономическая сущность акцизов. Плательщики акцизов, объекты налогообложения.
- Особенности налогообложения акцизами на операции с нефтепродуктами и при перемещении подакцизных товаров через границу рф.
- Налогооблагаемая база, ставки, порядок исчисления и зачета сумм акцизов.
- Страховые взносы во внебюджетные фонды, экономическая сущность, плательщики и объекты налогообложения.
- Налоговая база, ставки страховых взносов, и сроки уплаты взносов.
- Порядок исчисления страховых взносов, налоговые льготы.
- Налог на доходы физических лиц. Объект обложения, налоговая база и налоговые льготы.
- Налоговые ставки, налоговые вычеты по ндфл.
- Дата получения дохода, порядок исчисления и сроки уплаты налога на доходы физических лиц.
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Налог на добычу полезных ископаемых, плательщики налога, объект налогообложения, ставки.
- Водный налог. Объект, налоговая база, льготы по налогу.
- Государственная пошлина. Объекты налогообложения, ставки.
- Упрощенная система налогообложения. Основание для перевода предприятия на упрощенную
- Плательщики, объект налогообложения, расчет налоговой базы по упрощенной системе налогообложения.
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налоговая база, порядок расчета и сроки уплаты.
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- Налог на имущество предприятий, его экономическая сущность, плательщики, объекты налогообложения.
- Налогооблагаемая база, льготы, ставки налога и расчет налога на имущество.
- Налог на игорный бизнес, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.
- Транспортный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налога.
- Земельный налог. Объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.
- Налог на имущество физических лиц. Ставки налога, льготы по налогу.
- Ответственность в сфере налоговых правоотношений.
- Экономическая и административная ответственность.
- Ответственность плательщиков за нарушение законодательства о ценообразовании.
- Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации, ее полномочия и права.