logo
налоги

Страховые взносы во внебюджетные фонды, экономическая сущность, плательщики и объекты налогообложения.

Основные механизмы исчисления и уплаты страховых взносов, определенные Законами № 212-ФЗ и 213-Φ3, повторяют то, что было записано в НК РФ и, в частности, в гл. 24 НК РФ, а также в старой редакции Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ряде других. Вместе с тем новое законодательство вносит ряд серьезных изменений, как в механизм начисления и уплаты страховых взносов, так и в порядок их администрирования.

Рассмотрим основные положения нового законодательства.

Плательщиками страховых взносов являются следующие категории страхователей, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования:

- лица, производящие выплаты физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

- лица, не производящие выплаты физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если плательщик относится к нескольким категориям страхователей, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов все плательщики должны пройти регистрацию в качестве страхователей.

Необходимо отметить, что организации, перешедшие на УСН и переведенные на ЕНВД, с 1 января 2010 г. уплачивают страховые взносы в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС на общих основаниях. За ними сохранено право на уменьшение суммы налога на величину уплаченных страховых взносов, предел суммы вычета остался на прежнем уровне (не более 50% суммы единого налога). Кроме того, на переходный период 2011-2027 гг. ст. 58 Закона № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков страховых взносов, в том числе применяющих режимы УСН и ЕНВД.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовому и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исчислением вознаграждений, выплачиваемых застрахованными лицами), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам о предоставлении права на использование произведений науки, литературы и искусства.

В сравнении со старым законодательством под обложение попали лицензионные договоры, а также расширено содержание выплат по авторским договорам.

Как и ранее, не относятся к объекту обложения выплаты и иные вознаграждения, предметом которых является переход права собственности и иных вещных прав на имущество (имущественные права), за исключением перечисленных выше авторских и лицензионных договоров.

В отличие от старого законодательства объектом обложения стали выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если у плательщиков - организаций они не отнесены к расходам, уменьшающих налоговую базу по налогам на прибыль, а у плательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц также выплаты не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения индивидуальным предпринимателям.

Таким образом, устраняется возможность уклонения от уплаты страховых взносов за счет применения специальных налоговых режимов и выплат, не учитываемых при налогообложении прибыли организации.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов за расчетный период. Как и ранее, плательщики определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица на 2010 г. была установлена в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Установленная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в России, размер которой определяется Правительством РФ.

С 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена в размере 463 000 руб., а с 1 января 2012 г. - 512 000 руб.

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен, указанных (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товара (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - соответствующая сумма акцизов.

Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора о предоставлении права на использование произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по соответствующему договору, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

2. Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

ж) расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

з) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическим лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

и) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членами экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международных рейсы.

3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористического акта на территории РФ;

б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

4. Доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

5. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов: по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ, по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

6. Взносы работодателя, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого эти взносы уплачивались.

7. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

8. Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов, предусмотренных Конституцией, уставом субъекта РФ, за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний, референдума.

9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в них личном постоянном пользовании.

10. Стоимость льгот на проезд, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников.

11. Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.

12. Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников.

13. Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальным предпринимателям) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) и приобретение и (или) строительство жилого помещения.

14. Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания в связи с исполнениями обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством РФ.

15. Суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

16. В базу для начисления страховых взносов не включаются суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, судьями федеральных судов и мировыми судьями, в части страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР.

Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Тариф страхового взноса представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы.

В 2010 г. тарифная нагрузка на основные категории плательщиков была сохранена на ранее действовавшем уровне: в ПФР - 20%; в ФСС РФ - 2,9%; в ФФОМС - 1,1%; в территориальные ФОМС - 2% (всего - 26%).

Законом № 212-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов: в ПФР - 26%; в ФСС РФ - 2,9%; в ФФОМС - 2,1%; в территориальные ФОМС - 3% (всего - 34%). Указанные тарифы вступили в силу с 1 января 2011 г.

Федеральными законами от 8 декабря 2010 г. № 339-Φ3 и от 28 декабря 2010 г. № 432-Φ3 (далее - Закон № 339-Φ3 и Закон № 432-Φ3) были установлены пониженные тарифы для ряда категорий плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на переходный период 2011-2027 гг.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 379-Φ3 (далее - Закон № 379-Φ3) в порядок определения страховых тарифов были внесены существенные изменения.

В ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, определяющего порядок пенсионного страхования, введены новые понятия: солидарная и индивидуальная части тарифа страховых взносов.

Первая часть тарифа предназначена для формирования денежных средств для выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социальных пособий на погребение и иных целей нестрахового характера, не связанных с формированием средств для выплаты накопительной части трудовой пенсии. Указанные средства учитываются на общем солидарном счете ПФР. Вторая часть формирует страховой капитал и учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Законом № 379-Φ3 на 2012-2013 гг. для обычных налогоплательщиков, не имеющих права на льготы, общий размер страхового тарифа установлен в размере 30%, за счет снижения тарифа в ПФР с 26 до 22%. При этом исключен тариф страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а сами территориальные фонды ОМС ликвидированы.

Тариф страховых взносов в Федеральный фонд ОМС установлен в размере 5,1%. Страховой тариф в ФСС РФ остался без изменений - 2,9%.

Кроме того, для плательщиков, не являющихся льготниками, введена обязанность уплачивать страховые взносы в ПФР по тарифу 10% с суммы, превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 974 предельная величина базы обложения установлена на 2012 г. в размере 512 000 руб. Таким образом, вновь введена регрессивная шкала обложения, от которой отказались в 2009-2010 гг. В табл. 8.1 приведены страховые тарифы взносов во внебюджетные фонды для всех категорий страхователей на 2012 г.

Как видно из табл. 8.4, для застрахованных лиц до 1966 года рождения из общей суммы страхового тарифа в ПФР в размере 22% солидарная часть страхового тарифа составляет 6%, а индивидуальная - 16%, и он в полном объеме идет на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе из 16% страхового тарифа, направляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии, 6% составляют солидарную часть, а 10 - индивидуальную часть. Кроме того, у данной категории застрахованных 6% идет на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Закон № 379-Φ3 внес изменения в отношении пенсионного страхования иностранных граждан. С 1 января 2012 г. застрахованными лицами являются также иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исключение составляют высококвалифицированные иностранные специалисты.

В отношении указанных выше лиц взносы в ПФР в 2012-2013 гг. должны уплачиваться по тарифу, установленному для старшей возрастной группы застрахованных, независимо от года рождения застрахованных иностранных граждан. Таким образом, страховой тариф в ПФР равен 22%, а в случае превышения лимита - 10% с суммы превышения.

Для лиц, временно проживающих в РФ, также изменен порядок применения тарифов в ПФР: для них порядок уплаты такой же, как для лиц, временно пребывающих на территории РФ.

Для иностранных лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, и лиц без гражданства, порядок уплаты в ПФР аналогичен порядку, применяемому для граждан РФ.

Особенности тарифной политики страховых взносов в переходный период 2011-2027 гг. Для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (поименованных в п. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ) в 2010 г. было разрешено уплачивать эти взносы по пониженным тарифам. Все "льготники" были объединены в три группы, для каждой из которых был установлен свой пониженный тариф.

Так, плательщики, использующие режимы УСН, ЕНВД, резиденты технико-внедренческих особых экономических зон и ряд других в 2010-2011 гг. применяли для взносов в ПФР тариф 14%, а для остальных фондов - 0%.

Кроме того, были установлены ставки на переходный период для других категорий льготников.

В 2010-2011 гг. число льготников существенно увеличилось, также были изменены тарифы для льготных категорий на переходный период. В табл. 8.5 приведены тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 2012 г. для различных категорий плательщиков.

Таблица 8.4

Тарифы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на 2011-2012 гг.

Годы

Тариф страхового взноса, %

База для начисления страховых взносов

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и младше

Для лиц 1967 года рождения и младше

2011

26,0

В пределах установленного ограничения (до 463 000 руб.)

10% - солидарная часть тарифа;

16% - индивидуальная часть тарифа

10% - солидарная часть тарифа;

10% - индивидуальная часть тарифа

6% - индивидуальная часть тарифа

0

Сверх установленного предела (свыше 463 000 руб.)

0%

0%

0%

2012

22,0

До 512 000 руб.

22%, из них:

6% - солидарная часть тарифа;

16% - индивидуальная часть тарифа

16%, из них:

6% - солидарная часть тарифа;

10% - индивидуальная часть тарифа

6% - индивидуальная часть тарифа

10,0

Свыше 512 000 руб.

10% - индивидуальная часть тарифа

10% - солидарная часть тарифа

0%

Примечание. Для ряда льготных категорий налогоплательщиков с выплат свыше 512 000 руб. взносы не уплачиваются.

Таблица 8.5

Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 2012г.

№ п/п

Категория

плательщиков

Тариф взноса в ПФР

Тарифы взноса в ФСС РФ

Тарифы взноса в ФФОМС

Суммарный тариф взносов в ПФР

Для лиц старше 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Страховая часть трудовой пенсии

Накопительная часть трудовой пенсии

1

Лица, не относящиеся к льготной категории

22% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

22%, из них:

6% - солидарная часть;

16% - индивидуальная часть

16%, из них:

6% - солидарная часть;

10% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

2,9%

5,1%

10%-со

сверхлимитных

выплат

10% - индивидуальная часть

10% - индивидуальная часть

0%

0%

0%

2

Сельхозпроизводители; плательщики, использующие ЕСХН; лица, производящие выплаты инвалидам

16% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

16% - индивидуальная часть

10% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

1,9%

2,3%

3

Хозяйственные общества, созданные при бюджетных образовательных учреждениях на основании Федерального закона от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ; лица, работающие в технико-внедренческих ОЭЗ; организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий, работающие в технико-внедренческих ОЭЗ

8% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

8% - индивидуальная часть

2% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

2%

4%

4

Лица, осуществляющие деятельность в области производства и распространения СМИ

20,8% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

20,8%, из них:

4,8% - солидарная часть;

16% - индивидуальная часть

14,8%, из них: 4,8% - солидарная часть; 10% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

2,9%

3,3%

5

Лица, применяющие УСН и ЕНВД, осуществляющие виды деятельности, определенные подп. 8,10-12 части 1 ст. 58 и части 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ

20% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

20%, из них:

4% - солидарная часть;

16% - индивидуальная часть

14%, из них:

4% - солидарная часть;

10% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

0%

0%

6

Лица, оказывающие инжиниринговые услуги

22% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

22%, из них:

6% - солидарная часть;

16% - индивидуальная часть

16%, из них:

6% - солидарная часть;

10% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

2,9%

5,1%

7

Организации, получившие статус участника проекта "Сколково"

14% с выплат в пределах 512 000 руб. в год

14% - индивидуальная часть

8% - индивидуальная часть

6% - индивидуальная часть

0%

0%

Как видно из приведенных данных, для всех "упрощенцев", осуществляющих льготируемые виды деятельности в соответствии с подп. 8 части 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, на 2012-2013 гг. тариф страховых взносов в ПФР повышен в сравнении с ранее установленными нормами с 18 до 20%. При этом общий тариф страховых взносов уменьшен с 26 до 20% за счет снижения тарифов взносов в ФСС РФ и ФФОМС.

По таким же тарифам, как и "упрощенцы", в 2012-2013 гг. будут уплачивать страховые взносы следующие лица, указанные в п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ:

- аптечные организации;

- индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и переведенные на ЕНВД;

- благотворительные организации;

- некоммерческие организации, применяющие режим УСН и занимающиеся социальным обслуживанием, научными исследованиями, образованием, здравоохранением и т.п.

Плательщики, осуществляющие деятельность в сфере производства и распространения СМИ, также получили с 2012 г. льготу. Тариф взносов в ПФР установлен для них в размере 20,8% (вместо 22%), а общий размер тарифа - 27% (вместо 30% для основной категории плательщиков) за счет снижения тарифа в ФФОМС (3,3% вместо 5,1%). Для этой категории плательщиков к 2014 г. предполагается постепенное увеличение общего тарифа до 30%. При этом тариф взносов в ПФР будет составлять 23,2%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 3,9%.

Для плательщиков, указанных в подп. 1-3 части 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (см. стр. 2 табл. 8.5) в 2013-2014 гг. тарифы будут увеличены и составят: в ПФР - 21%, в ФСС РФ - 2,4%, в ФФОМС - 3,7%. Общий тариф страховых взносов в 2013-2014 гг. для них будет равен 27,1%.

Для плательщиков, указанных в подп. 4-6 части 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (см. стр. 3 табл. 8.5), указанные в табл. 8.5 ставки сохраняются до 2017 г. включительно. Затем к 2019 г. тарифы будут повышены до следующих значений: в ПФР - 20%; в ФСС РФ - 2,9; в ФФОМС - 5,1%. Общий тариф к 2019 г. составит 28%.

Для инжиниринговых компаний в 2012-2013 гг. установлена льгота в виде освобождения от уплаты страховых взносов с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для их исчисления (в 2012 г. - 512 000 руб. в год).

Для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково", в течение 10 лет со дня получения статуса (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса) применяются тарифы, указанные в стр. 7 табл. 8.5, а именно: в ПФР - 14%; в ФСС РФ - 0%; в ФФОМС - 0%. Указанный тариф не применяется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли организации превысил 300 млн руб.

Тарифы страховых взносов для лиц, не осуществляющих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели и приравненные к ним категории плательщиков в соответствии с поди. 2 части 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ) в 2011-2012 гг. не претерпели изменений. Общий размер тарифа составляет 34%, в том числе: в ПФР - 26%; в ФСС РФ - 2,9%; в ФФОМС - 5,1%. Напомним, что взносы в территориальный фонд ОМС не уплачиваются в связи с его ликвидацией.

Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. После отмены ЕСН страхователи не перечисляют платежи в федеральный бюджет. Они уплачивают страховые взносы только во внебюджетные социальные фонды. Перечислять страховые взносы нужно ежемесячно. Срок их уплаты - не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начислены страховые взносы. Причем такие платежи с 2010 г. именуются не авансовыми платежами, а ежемесячными обязательными платежами.

Для уплаты страховых взносов по итогам календарного года отдельного срока Законом № 212-ФЗ не установлено. Значит, перечислять страховые взносы за декабрь нужно в общеустановленном порядке - не позднее 15 января следующего года. Другого срока для уплаты страховых взносов по итогам года не определено.

Если у организации есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, данные подразделения должны исполнять за организацию обязанность по уплате страховых взносов по месту своего нахождения.

Сумма, подлежащая уплате обособленным подразделениям, определяется исходя из величины базы по начислению страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению. По месту нахождения организации нужно уплатить разницу между общей суммой страховых взносов, исчисленных по организации в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Индивидуальные предприниматели и приравненные к ним категории плательщиков уплачивают страховые взносы в ПФР в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. В частности, главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Момент исполнения обязанности по уплате страховых взносов определен в части 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ. В части 6 этой же статьи перечислены случаи, когда обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной. Это происходит, если плательщик отзывает свое платежное поручение на перечисление страховых взносов или банк возвращает ему неисполненное поручение, либо на день предъявления в банк требования на перечисление страховых взносов у плательщика есть другие неисполненные первоочередные требования, а денег на счете на все платежи недостаточно.

Плательщикам страховых взносов следует быть внимательными при заполнении реквизитов платежного поручения на перечисление страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов считается невыполненной, если плательщик допустил ошибки в платежном поручении, вследствие чего сумма не была перечислена на счет конкретного фонда в Федеральном казначействе. К подобным ошибкам относится неправильное указание номера счета Федерального казначейства, КБК и (или) наименования банка-получателя. Как видим, перечень ошибок в платежном поручении, приводящих к неисполнению обязанности по уплате страховых взносов, строго ограничен.

При уплате страховых взносов необходимо учитывать следующие принципиальные изменения: как мы уже говорили, ежемесячные платежи называются теперь ежемесячными обязательными платежами. В связи с этим при просрочке ежемесячных платежей сразу же начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, а также взыскиваются штрафы в порядке, установленном ст. 19-20 Закона № 212-ФЗ.

Отчетность по страховым взносам. Плательщики - работодатели обязаны составлять расчеты по страховым взносам по окончании каждого отчетного периода, т.е. I квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года. Расчеты по страховым взносам составляются нарастающим итогом.

Сроки представления расчетов в фонды установлены частью 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. В органы ПФР расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование представляется в срок до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. То есть отчетность за первый квартал представляется до 1 мая, за полугодие - до 1 августа, за девять месяцев - до 1 ноября, за год - до 1 февраля следующего года. В органы ФСС РФ расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подается в срок до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно части 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрено представление расчетов по страховым взносам в электронной форме с электронной цифровой подписью. С 2011 г. такая обязанность возложена на всех плательщиков страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц составляет более 50 чел.

Обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, имеющие расчетный счет и производящие выплаты в пользу физических лиц, обязано выполнять обязанность организации но представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

Статьей 17 Закона № 212-ФЗ предусмотрено составление уточненных расчетов по страховым взносам в случае обнаружения плательщиком ошибок в отчетности за прошлые периоды. Порядок составления и представления уточненных расчетов аналогичен правилам, предусмотренным для налоговых деклараций в первой части НК РФ. Отмстим лишь, что до момента представления уточненного расчета необходимо уплатить сумму выявленной недоимки по страховым взносам и пени.

Особенности исчисления и уплаты страховых взносов "самозанятыми" лицами. Плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Указанные лица не платят страховых взносов в ФСС РФ. Однако они могут добровольно вступить в правоотношения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы в соответствии с общим тарифом. Расчет сумм страховых взносов указанные плательщики осуществляют самостоятельно.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года.

С 1 января 2012 г. указанные плательщики в общем случае не обязаны представлять в ПФР ежегодный отчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Такая обязанность осталась только у глав крестьянских фермерских хозяйств. Для них срок подачи отчетности установлен до 1 марта года, следующего за отчетным.

Если плательщик вступил в добровольные отношения с ФСС РФ, то он должен представлять до 1 марта годовую отчетность в этот фонд.

Штрафные санкции по страховым взносам. ПФР и ФСС РФ осуществляют камеральные и выездные проверки с целью контроля за правильностью исчисления страховых взносов. Причем органы ПФР проверяют плательщиков по начислению и уплате страховых взносов как на обязательное пенсионное, так и на обязательное медицинское страхование.

Порядок проведение камеральных проверок установлен ст. 43, а выездных проверок - ст. 35 Закона № 212-ФЗ.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета по страховым взносам, а выездная - не чаще одного раза в три года. Другие процедуры, осуществляемые при проведении камеральных и выездных проверок (доступ должностных лиц фонда на территорию плательщика страховых взносов, истребования документов, оформление результатов проверки, вынесения решения по итогам рассмотрения материалов проверки), регламентируются ст. 36-39 Закона № 212-ФЗ.

Если по итогам камеральной или выездной проверки выявлены факты правонарушения, плательщику предъявляются штрафные санкции, указанные в ст. 46-51 Закона № 212-ФЗ.

За несвоевременное представление расчета по страховым взносам предусмотренные такие же штрафные санкции, как и за несвоевременное представление налоговой декларации. За пропуск срока представления расчета по страховым взносам Законом № 212-ФЗ введен минимальный размер штрафа - не менее 1000 руб. При этом штраф рассчитывается в размере 5% от суммы взносов, начисленных к уплате за последние три месяца.

Размер штрафа не зависит от периода просрочки представления расчета. Он составляет 5% за каждый полный (неполный) месяц со дня, установленного для подачи расчета, но не более 30% и не менее 1000 руб.

За нарушения порядка подачи расчетов в электронном виде установлен штраф в 200 руб.

При сравнении названных норм Закона № 212-ФЗ и НК РФ отметим следующее. По правилам НК РФ штрафную санкцию за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСН можно было налагать на налогоплательщика только один раз в год (потому что декларация по ЕСН сдается только по итогам года). А согласно Закону № 212-ФЗ на плательщика страховых взносов налагается штраф за несвоевременное представление расчета по страховым взносам - и это возможно до четырех раз в год (исходя из сроков представления расчета).

Размеры штрафных санкций за неуплату или неполную уплату страховых взносов и сумм налога в Законе № 212-ФЗ и НК РФ одинаковы (ст. 47 Закона № 212-ФЗ ист. 122 ПК РФ).

За отказ плательщика от представления документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов и налогов, штрафная санкция до сентября 2010 г. составляла 50 руб. С сентября 2010 г. штраф по НК РФ увеличен до 200 руб. Законом № 379-Φ3 с 1 января 2012 г. штраф за аналогичное нарушение также увеличен до 200 руб. за каждый непредставленный документ. Этим же законом установлена ответственность за нарушение срока представления плательщиком сведений об открытии и закрытии счета в банке - предусмотрено взыскание штрафа в размере 5000 руб. До 2012 г. ответственность за данное правонарушение установлена не была.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено наказание для организаций, которые в рамках встречной проверки не представили запрашиваемые документы, касающиеся проверяемого налогоплательщика (в данном случае взимается штраф в размере 5000 руб.). В Законе № 212-ФЗ подобной нормы нет, поскольку во встречных проверках для осуществления дополнительного контроля за правильностью исчисления страховых взносов нет необходимости.

Следует обратить внимание на один немаловажный момент, касающийся выполнения требований фонда по представлению документов на проверку. Согласно подп. "б" п. 4 части 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны хранить документы по исчислению и уплате страховых взносов в течение шести лет. Это требование касается таких документов, как ведомости по начислению заработной платы, кассовые и банковские документы по осуществлению выплат в пользу физических лиц, платежные документы на перечисление страховых взносов в фонды, индивидуальные и сводные карточки учета страховых взносов по застрахованным лицам, формы расчетов по страховым взносам, сведения по персонифицированному учету в ПФР, документы по начислению и выплате пособий но временной нетрудоспособности и в связи с материнством и др.