Ответственность плательщиков за нарушение законодательства о ценообразовании.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ
Правовые основы государственной политики в области
ценообразования в Республике Беларусь, в сфере применения свободного
и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов,
осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, а
также права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования
определяют Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»
(далее - Закон), Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых
мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»
(далее - Указ № 285), а также некоторые другие нормативные правовые
акты.
О государственном регулировании цен в республике
I. Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь
применяются на:
1) товары (работы, услуги) субъектов предпринимательской
деятельности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Республики Беларусь и включенных в Государственный реестр.
В соответствии со ст.1 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-ХII
«О противодействии монополистической деятельности и развитии
конкуренции» под доминирующим положением на товарном рынке
понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или
нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего
заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им)
возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения
товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на
товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Условия и порядок
признания субъекта предпринимательской деятельности занимающим
доминирующее положение на рынке определены названным Законом и
Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих
субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной
постановлением Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229. Положение о
Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на товарных рынках, и форма данного реестра
утверждены постановлением Минпрединвеста РБ от 07.07.2000 № 13;
2) отдельные социально значимые товары (работы, услуги),
перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению
Советом Министров.
Перечень социально значимых товаров на 2005 год утвержден
постановлением Совета Министров РБ от 11.01.2005 № 23 «О мерах по
реализации Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь
на 2005 год». Постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943
утверждены:
перечень лекарственных средств, производимых предприятиями
Республики Беларусь, цены на которые регулируются Министерством
экономики;
перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены
(тарифы) на которые регулируются Министерством экономики,
облисполкомами и Минским горисполкомом. (При этом Минэкономики
предоставлено право устанавливать из названного перечня виды товаров
(работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются этим
министерством. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг),
цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, утвержден
постановлением Минэкономики от 30.11.1999 № 163 (последнее
дополнение в данный перечень внесено постановлением Минэкономики
от 03.01.2005 № 1). Цены (тарифы) на иные виды товаров
(работ, услуг) из указанного перечня регулируются облисполкомами
и Минским горисполкомом.)
II. Прямое (административное) регулирование цен (тарифов) со
стороны государства осуществляется путем установления фиксированных
цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных торговых
надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности,
используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в
регулируемую цену (тариф); порядка определения и применения цен
(тарифов) и их декларирования.
Например, постановлением Минэкономики РБ от 02.12.1998 № 105
утвержден Порядок регулирования отпускных и розничных цен на
производимую и реализуемую на территории Республики Беларусь
алкогольную продукцию. Данным документом, в частности,
предусматривается, что на водку и спирт, вырабатываемые
предприятиями, расположенными на территории Республики Беларусь,
которым в установленном порядке разрешен выпуск указанной продукции,
Минэкономики устанавливаются фиксированные розничные цены и торговые
скидки, предусмотренные прейскурантом «Розничные цены на водку и
спирт». Действие прейскуранта распространяется на субъекты
предпринимательской деятельности всех форм собственности,
занимающиеся производством и реализацией на территории Республики
Беларусь указанной продукции. При этом розничная торговля этиловым
спиртом из пищевого сырья осуществляется в соответствии с
законодательством Республики Беларусь только аптеками по
фиксированным розничным ценам.
III. Предельные отпускные цены на социально значимые
продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и
молочные изделия, мясо (говядина, свинина)) утверждены
постановлением Минэкономики РБ от 04.03.2004 № 63 (в ред.
от 28.02.2005 № 39).
О регистрации цен (тарифов)
Под процессом декларирования цен (тарифов) понимается
регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими
доминирующее положение на товарных рынках республики, в
соответствующих государственных органах, осуществляющих
регулирование ценообразования. Указом № 285 предусмотрено, что в
случае невозможности соблюдения юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями установленных предельных индексов
при формировании отпускных цен (тарифов) на производимые товары
(работы, услуги) они обязаны произвести регистрацию таких цен
(тарифов) в порядке, определяемом Правительством республики. Порядок
регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими
установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)
утвержден постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 944.
Данный Порядок распространяется на юридические лица и индивидуальных
предпринимателей Республики Беларусь, за исключением индивидуальных
предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих
упрощенную систему налогообложения.
Не подлежат регистрации:
цены (тарифы) на товары (работы, услуги), реализуемые за
пределы республики;
цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые по
разовым заказам (под которыми понимаются отдельные экземпляры или
отдельные партии однородных изделий, не предназначенные к серийному
производству, единовременно изготовляемые по индивидуальным чертежам
(проектам) для одного заказчика и не повторяющиеся в производстве в
течение одного года);
цены (тарифы) на товары (работы, услуги), используемые
субъектами предпринимательской деятельности для собственных нужд;
цены на продукцию предприятий общественного питания;
цены на товары (работы, услуги), производимые учащимися и
студентами в учреждениях образования и их структурных
подразделениях;
цены на товары, изготавливаемые по договору подряда из сырья
заказчика;
цены на опытные партии товаров.
Подлежат обязательной регистрации:
отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги),
производимые субъектами предпринимательской деятельности,
при экономически обоснованном повышении этими субъектами цен
(тарифов) выше предельных индексов изменения отпускных цен
(тарифов), установленных Советом Министров РБ и доведенных
до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
соответствующими государственными органами. Однако данная
обязанность не распространяется на коммерческие организации
с иностранными инвестициями (с учетом нормативных предписаний
ст.94 Инвестиционного кодекса РБ);
отпускные цены на новые товары (работы, услуги).
Экономическая и административная меры ответственности
Экономическая ответственность. Статьей 14 Закона предусмотрено,
что юридические лица и индивидуальные предприниматели несут
ответственность за следующие нарушения законодательства о
ценообразовании:
нарушение установленных уровней регулируемых цен (тарифов);
завышение или занижение цен (тарифов), в т.ч. предельных
торговых надбавок (скидок), а также нарушение установленного порядка
их определения;
применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок)
на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется
государственное регулирование;
нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых
в себестоимость товаров (работ, услуг), при определении цен
(тарифов);
нарушение установленного порядка декларирования и применения
цен (тарифов).
За допущенные нарушения к юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям применяются следующие санкции: в доход
соответствующего бюджета взыскивается выручка, полученная в
результате завышения цен, либо сумма средств, недополученная в
результате применения цен ниже установленных государственными
органами, осуществляющими регулирование и контроль за
ценообразованием, и налагается штраф в таком же размере.
Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут
взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в
результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в
результате применения цен ниже установленных государственными
органами, осуществляющими регулирование и контроль за
ценообразованием, и наложение штрафа в двукратном размере такой
выручки (суммы средств).
При этом соответствующие штрафы не подлежат уменьшению на сумму
налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Согласно части третьей п.1 постановления Совета Министров РБ
от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля
за соблюдением дисциплины цен» (далее - постановление № 209)
приобретение резидентами РБ у нерезидентов РБ товаров, произведенных
на территории республики из сырья, передаваемого нерезидентом на
переработку на давальческих условиях, осуществляется по ценам, не
превышающим более чем на 5% отпускную цену этих товаров,
установленную юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,
осуществившим переработку сырья. При приобретении товара по цене,
выше установленной данной нормой постановления № 209, разница между
ценой приобретения и ценой, установленной юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем, осуществившим переработку сырья, с
учетом 5%-й надбавки, должна относиться резидентом РБ на прибыль,
остающуюся в его распоряжении.
Подпунктом 1.6 п.1 Указа № 285 предусматривается экономическая
ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
(за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего
единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения) за
превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен
(тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без
регистрации цен (тарифов) в установленном порядке в виде взыскания в
соответствующий бюджет дохода, полученного в результате превышения
цен (тарифов), и наложения штрафа в двукратном размере полученного
дохода.
Подпунктом 1.7 п.1 Указа № 285 также предусмотрено, что
реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного
порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии
экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен
(тарифов), влечет наложение на юридическое лицо и индивидуального
предпринимателя, за исключением индивидуального предпринимателя,
уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему
налогообложения, штрафа в размере до 30% стоимости реализованных
товаров (работ, услуг). Обязанность юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (за исключением индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему
налогообложения) при определении уровня отпускных цен (тарифов) на
реализуемую продукцию (товары, работы, услуги) обосновывать его
соответствующими экономическими расчетами (калькуляция с
расшифровкой статей затрат) предусмотрена постановлением № 209.
Экономические расчеты (калькуляция с расшифровкой статей затрат)
также должны составляться юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями (за исключением индивидуальных предпринимателей,
уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему
налогообложения) для обоснования уровня отпускных цен на товары,
производимые ими из сырья, передаваемого нерезидентом РБ на
переработку на давальческих условиях (за исключением товаров,
подлежащих вывозу за пределы Республики Беларусь).
Совершение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем
(за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего
единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения)
нарушений, предусмотренных подп.1.6 и 1.7 п.1 Указа № 285, повторно
в течение года после привлечения к экономической ответственности
является основанием для принятия решения о ликвидации юридического
лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя)
регистрирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством.
Административная ответственность. Административная
ответственность в виде штрафа в размере до 40 базовых величин,
налагаемого на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и
индивидуальных предпринимателей за нарушение установленного порядка
формирования и применения цен (тарифов), предусмотрена подп.1.9 п.1
Указа № 285. Те же действия, совершенные повторно в течение года
после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа
на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и индивидуальных
предпринимателей в размере до 80 базовых величин.
Отсутствие экономических расчетов при определении уровня
отпускных цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги)
влечет наложение штрафа на должностных лиц (руководителей
юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей, за исключением
индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или
применяющих упрощенную систему налогообложения, в размере
до 40 базовых величин (подп.1.10 п.1 Указа № 285).
Производство по делам об экономических правонарушениях,
предусмотренных подп.1.6 и 1.7 п.1, а также об административных
правонарушениях, предусмотренных подп.1.9 и 1.10 п.1 Указа № 285,
применение установленных санкций и наложение штрафов осуществляются
уполномоченными должностными лицами органов Комитета
государственного контроля, департамента ценовой политики
Минэкономики, управлений ценовой политики облисполкомов и Минского
горисполкома.
- Научные теории налогообложения.
- Экономическая сущность налогообложения и специфические признаки налогов
- Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
- Развитие налогообложения в Древней Руси.
- Налогообложение в России XVII-XIX вв.
- Система налогообложения в России в начале XX в
- Налогообложение в России периода нэПа.
- Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период.
- Общая характеристика налоговой системы российской Федерации, ее структура и основные принципы построения.
- Вопрос 1. Экономические условия введения налоговой системы России в 1992 г.
- Вопрос 2. Современная налоговая система рф, ее элементы, принципы построения, тенденции развития.
- Вопрос 2. Определение налогооблагаемой базы.
- Налоговая политика государства.
- Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
- Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения.
- Методы налогообложения. Способы взимания налогов.
- Характеристика основных налогов и сборов рф.
- Функции налогов.
- Классификация налогов.
- Элементы налога, их определение и характеристика.
- Налоговый механизм взимания налогов. Способы уплаты налогов. Формы и способы взимания налогов. Налоговое бремя.
- Виды налогов и сборов в Российской федерации.
- Налоговое законодательство и иные правовые акты о налогах.
- Роль и место Налогового кодекса в системе налогового законодательства рф.
- Участники налоговых правоотношений, их права и обязанности.
- Исполнение обязанности по уплате налога и сбора.
- Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения.
- Сущность и назначение налоговых льгот. Виды и классификация налоговых льгот.
- Возникновение, изменение, исполнение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора. Способы уплаты налога.
- Налоговый контроль. Его виды, формы, методы.
- Налоговые проверки: камеральные, документальные, встречные и др.
- Налоговые правонарушения в рф (субъекты, состав правонарушений, ответственность).
- Налоговое планирование и учет.
- Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
- Изменение срока уплаты налога. Инвестиционный налоговый кредит.
- Особенности налогового учета амортизации основных средств и нематериальных активов.
- Налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль.
- Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы, порядок исчисления налога на добавленную стоимость.
- Ставки и льготы по налогу на добавленную стоимость.
- Особенности определения налоговой базы по ндс.
- Экономическая сущность акцизов. Плательщики акцизов, объекты налогообложения.
- Особенности налогообложения акцизами на операции с нефтепродуктами и при перемещении подакцизных товаров через границу рф.
- Налогооблагаемая база, ставки, порядок исчисления и зачета сумм акцизов.
- Страховые взносы во внебюджетные фонды, экономическая сущность, плательщики и объекты налогообложения.
- Налоговая база, ставки страховых взносов, и сроки уплаты взносов.
- Порядок исчисления страховых взносов, налоговые льготы.
- Налог на доходы физических лиц. Объект обложения, налоговая база и налоговые льготы.
- Налоговые ставки, налоговые вычеты по ндфл.
- Дата получения дохода, порядок исчисления и сроки уплаты налога на доходы физических лиц.
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- Налог на добычу полезных ископаемых, плательщики налога, объект налогообложения, ставки.
- Водный налог. Объект, налоговая база, льготы по налогу.
- Государственная пошлина. Объекты налогообложения, ставки.
- Упрощенная система налогообложения. Основание для перевода предприятия на упрощенную
- Плательщики, объект налогообложения, расчет налоговой базы по упрощенной системе налогообложения.
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налоговая база, порядок расчета и сроки уплаты.
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- Налог на имущество предприятий, его экономическая сущность, плательщики, объекты налогообложения.
- Налогооблагаемая база, льготы, ставки налога и расчет налога на имущество.
- Налог на игорный бизнес, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.
- Транспортный налог. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, сроки уплаты налога.
- Земельный налог. Объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.
- Налог на имущество физических лиц. Ставки налога, льготы по налогу.
- Ответственность в сфере налоговых правоотношений.
- Экономическая и административная ответственность.
- Ответственность плательщиков за нарушение законодательства о ценообразовании.
- Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации, ее полномочия и права.