logo
налоги

Ответственность плательщиков за нарушение законодательства о ценообразовании.

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

Правовые основы государственной политики в области

ценообразования в Республике Беларусь, в сфере применения свободного

и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов,

осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, а

также права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования

определяют Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»

(далее - Закон), Указ Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых

мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь»

(далее - Указ № 285), а также некоторые другие нормативные правовые

акты.

О государственном регулировании цен в республике

I. Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь

применяются на:

1) товары (работы, услуги) субъектов предпринимательской

деятельности, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

Республики Беларусь и включенных в Государственный реестр.

В соответствии со ст.1 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-ХII

«О противодействии монополистической деятельности и развитии

конкуренции» под доминирующим положением на товарном рынке

понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или

нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего

заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им)

возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения

товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на

товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Условия и порядок

признания субъекта предпринимательской деятельности занимающим

доминирующее положение на рынке определены названным Законом и

Инструкцией по определению доминирующего положения хозяйствующих

субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной

постановлением Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229. Положение о

Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих

доминирующее положение на товарных рынках, и форма данного реестра

утверждены постановлением Минпрединвеста РБ от 07.07.2000 № 13;

2) отдельные социально значимые товары (работы, услуги),

перечень которых устанавливается Президентом РБ или по его поручению

Советом Министров.

Перечень социально значимых товаров на 2005 год утвержден

постановлением Совета Министров РБ от 11.01.2005 № 23 «О мерах по

реализации Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь

на 2005 год». Постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 943

утверждены:

перечень лекарственных средств, производимых предприятиями

Республики Беларусь, цены на которые регулируются Министерством

экономики;

перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены

(тарифы) на которые регулируются Министерством экономики,

облисполкомами и Минским горисполкомом. (При этом Минэкономики

предоставлено право устанавливать из названного перечня виды товаров

(работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются этим

министерством. Перечень социально значимых товаров (работ, услуг),

цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, утвержден

постановлением Минэкономики от 30.11.1999 № 163 (последнее

дополнение в данный перечень внесено постановлением Минэкономики

от 03.01.2005 № 1). Цены (тарифы) на иные виды товаров

(работ, услуг) из указанного перечня регулируются облисполкомами

и Минским горисполкомом.)

II. Прямое (административное) регулирование цен (тарифов) со

стороны государства осуществляется путем установления фиксированных

цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных торговых

надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности,

используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в

регулируемую цену (тариф); порядка определения и применения цен

(тарифов) и их декларирования.

Например, постановлением Минэкономики РБ от 02.12.1998 № 105

утвержден Порядок регулирования отпускных и розничных цен на

производимую и реализуемую на территории Республики Беларусь

алкогольную продукцию. Данным документом, в частности,

предусматривается, что на водку и спирт, вырабатываемые

предприятиями, расположенными на территории Республики Беларусь,

которым в установленном порядке разрешен выпуск указанной продукции,

Минэкономики устанавливаются фиксированные розничные цены и торговые

скидки, предусмотренные прейскурантом «Розничные цены на водку и

спирт». Действие прейскуранта распространяется на субъекты

предпринимательской деятельности всех форм собственности,

занимающиеся производством и реализацией на территории Республики

Беларусь указанной продукции. При этом розничная торговля этиловым

спиртом из пищевого сырья осуществляется в соответствии с

законодательством Республики Беларусь только аптеками по

фиксированным розничным ценам.

III. Предельные отпускные цены на социально значимые

продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и

молочные изделия, мясо (говядина, свинина)) утверждены

постановлением Минэкономики РБ от 04.03.2004 № 63 (в ред.

от 28.02.2005 № 39).

О регистрации цен (тарифов)

Под процессом декларирования цен (тарифов) понимается

регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими

доминирующее положение на товарных рынках республики, в

соответствующих государственных органах, осуществляющих

регулирование ценообразования. Указом № 285 предусмотрено, что в

случае невозможности соблюдения юридическими лицами и

индивидуальными предпринимателями установленных предельных индексов

при формировании отпускных цен (тарифов) на производимые товары

(работы, услуги) они обязаны произвести регистрацию таких цен

(тарифов) в порядке, определяемом Правительством республики. Порядок

регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими

установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)

утвержден постановлением Совета Министров РБ от 18.06.1999 № 944.

Данный Порядок распространяется на юридические лица и индивидуальных

предпринимателей Республики Беларусь, за исключением индивидуальных

предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих

упрощенную систему налогообложения.

Не подлежат регистрации:

цены (тарифы) на товары (работы, услуги), реализуемые за

пределы республики;

цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые по

разовым заказам (под которыми понимаются отдельные экземпляры или

отдельные партии однородных изделий, не предназначенные к серийному

производству, единовременно изготовляемые по индивидуальным чертежам

(проектам) для одного заказчика и не повторяющиеся в производстве в

течение одного года);

цены (тарифы) на товары (работы, услуги), используемые

субъектами предпринимательской деятельности для собственных нужд;

цены на продукцию предприятий общественного питания;

цены на товары (работы, услуги), производимые учащимися и

студентами в учреждениях образования и их структурных

подразделениях;

цены на товары, изготавливаемые по договору подряда из сырья

заказчика;

цены на опытные партии товаров.

Подлежат обязательной регистрации:

отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги),

производимые субъектами предпринимательской деятельности,

при экономически обоснованном повышении этими субъектами цен

(тарифов) выше предельных индексов изменения отпускных цен

(тарифов), установленных Советом Министров РБ и доведенных

до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

соответствующими государственными органами. Однако данная

обязанность не распространяется на коммерческие организации

с иностранными инвестициями (с учетом нормативных предписаний

ст.94 Инвестиционного кодекса РБ);

отпускные цены на новые товары (работы, услуги).

Экономическая и административная меры ответственности

Экономическая ответственность. Статьей 14 Закона предусмотрено,

что юридические лица и индивидуальные предприниматели несут

ответственность за следующие нарушения законодательства о

ценообразовании:

нарушение установленных уровней регулируемых цен (тарифов);

завышение или занижение цен (тарифов), в т.ч. предельных

торговых надбавок (скидок), а также нарушение установленного порядка

их определения;

применение свободных цен (тарифов), торговых надбавок (скидок)

на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется

государственное регулирование;

нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых

в себестоимость товаров (работ, услуг), при определении цен

(тарифов);

нарушение установленного порядка декларирования и применения

цен (тарифов).

За допущенные нарушения к юридическим лицам и индивидуальным

предпринимателям применяются следующие санкции: в доход

соответствующего бюджета взыскивается выручка, полученная в

результате завышения цен, либо сумма средств, недополученная в

результате применения цен ниже установленных государственными

органами, осуществляющими регулирование и контроль за

ценообразованием, и налагается штраф в таком же размере.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, влекут

взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в

результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в

результате применения цен ниже установленных государственными

органами, осуществляющими регулирование и контроль за

ценообразованием, и наложение штрафа в двукратном размере такой

выручки (суммы средств).

При этом соответствующие штрафы не подлежат уменьшению на сумму

налогов и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Согласно части третьей п.1 постановления Совета Министров РБ

от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля

за соблюдением дисциплины цен» (далее - постановление № 209)

приобретение резидентами РБ у нерезидентов РБ товаров, произведенных

на территории республики из сырья, передаваемого нерезидентом на

переработку на давальческих условиях, осуществляется по ценам, не

превышающим более чем на 5% отпускную цену этих товаров,

установленную юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем,

осуществившим переработку сырья. При приобретении товара по цене,

выше установленной данной нормой постановления № 209, разница между

ценой приобретения и ценой, установленной юридическим лицом или

индивидуальным предпринимателем, осуществившим переработку сырья, с

учетом 5%-й надбавки, должна относиться резидентом РБ на прибыль,

остающуюся в его распоряжении.

Подпунктом 1.6 п.1 Указа № 285 предусматривается экономическая

ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего

единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения) за

превышение установленных предельных индексов изменения отпускных цен

(тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без

регистрации цен (тарифов) в установленном порядке в виде взыскания в

соответствующий бюджет дохода, полученного в результате превышения

цен (тарифов), и наложения штрафа в двукратном размере полученного

дохода.

Подпунктом 1.7 п.1 Указа № 285 также предусмотрено, что

реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного

порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии

экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен

(тарифов), влечет наложение на юридическое лицо и индивидуального

предпринимателя, за исключением индивидуального предпринимателя,

уплачивающего единый налог или применяющего упрощенную систему

налогообложения, штрафа в размере до 30% стоимости реализованных

товаров (работ, услуг). Обязанность юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей (за исключением индивидуальных предпринимателей,

уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему

налогообложения) при определении уровня отпускных цен (тарифов) на

реализуемую продукцию (товары, работы, услуги) обосновывать его

соответствующими экономическими расчетами (калькуляция с

расшифровкой статей затрат) предусмотрена постановлением № 209.

Экономические расчеты (калькуляция с расшифровкой статей затрат)

также должны составляться юридическими лицами и индивидуальными

предпринимателями (за исключением индивидуальных предпринимателей,

уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему

налогообложения) для обоснования уровня отпускных цен на товары,

производимые ими из сырья, передаваемого нерезидентом РБ на

переработку на давальческих условиях (за исключением товаров,

подлежащих вывозу за пределы Республики Беларусь).

Совершение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем

(за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего

единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения)

нарушений, предусмотренных подп.1.6 и 1.7 п.1 Указа № 285, повторно

в течение года после привлечения к экономической ответственности

является основанием для принятия решения о ликвидации юридического

лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя)

регистрирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством.

Административная ответственность. Административная

ответственность в виде штрафа в размере до 40 базовых величин,

налагаемого на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и

индивидуальных предпринимателей за нарушение установленного порядка

формирования и применения цен (тарифов), предусмотрена подп.1.9 п.1

Указа № 285. Те же действия, совершенные повторно в течение года

после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа

на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и индивидуальных

предпринимателей в размере до 80 базовых величин.

Отсутствие экономических расчетов при определении уровня

отпускных цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги)

влечет наложение штрафа на должностных лиц (руководителей

юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей, за исключением

индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или

применяющих упрощенную систему налогообложения, в размере

до 40 базовых величин (подп.1.10 п.1 Указа № 285).

Производство по делам об экономических правонарушениях,

предусмотренных подп.1.6 и 1.7 п.1, а также об административных

правонарушениях, предусмотренных подп.1.9 и 1.10 п.1 Указа № 285,

применение установленных санкций и наложение штрафов осуществляются

уполномоченными должностными лицами органов Комитета

государственного контроля, департамента ценовой политики

Минэкономики, управлений ценовой политики облисполкомов и Минского

горисполкома.