Выводы:
1.Государственные и муниципальные расходы и чистое кредитование в традиционном понимании являются платежами, связанными с осуществлением государством своих функций. С их помощью реализуются общегосударственные и региональные политические, социальные и экономические цели. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и переданных официальных трансфертов. Поступающие в государственные доходы средства (за исключением доходов внебюджетных фондов и целевых, бюджетных фондов) обезличиваются. Это позволяет органам государственной власти свободно маневрировать имеющимися финансовыми ресурсами.
2.Для того чтобы государственными и муниципальными расходами можно было управлять, они группируются в экономически однородные группы на основе классификаций расходов и чистого кредитования органов государственного управления. В качестве таких классификаций используются: ведомственная классификация, функциональная классификация, экономическая классификация и перекрестная классификация. Содержащееся в ведомственной классификации распределение средств по конкретным функциональным направлениям деятельности и видов расходов по экономическим элементам обеспечивает исходные данные Для построения функциональной и экономической классификаций. Эти классификации основываются на следующих моментах: назначение или Функция, с выполнением которой связаны расходы (функциональная классификация); экономическая характеристика операций, посредством которых эти расходы осуществляются (экономическая классификация). Сочетание экономической и функциональной классификаций представляют собой перекрестную классификацию, в которую входят основные категории из обеих вышеуказанных классификаций.
3.По экономическому назначению расходы подразделяются исходя из их роли в общественном воспроизводстве на текущие и капитальные. К текущим расходам относятся расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности. К капитальным расходам относятся затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, модернизацию, техническое перевооружение объектов государственной и муниципальной собственности и другие, связанные с затратами на основной капитал и приростом запасов. Экономические характеристики затрат отражаются с помощью экономической классификации расходов и чистого кредитования. Целью этой классификации является группировка затрат применительно к характеру их воздействия на функционирование различных рынков товаров и услуг и финансовых рынков.
4.Общей тенденцией во всех развитых странах в XX в. было абсолютное увеличение расходов органов государственного и муниципального управления и увеличение их доли в ВВП, что отражало рост их роли в социально-экономической жизни. Органы государственного и муниципального управления осуществляют расходы на такие услуги, которые не в состоянии обеспечить частные рынки: общественную безопасность, правопорядок, оборону, проводят ту или иную финансовую политику, осуществляют природоохранную деятельность и т. д. Способами прямого воздействия государственных расходов на экономику являются государственные закупки товаров и услуг, оплата труда государственных служащих, выплаты социальных трансфертов населению, государственные инвестиции в экономику, расходы на науку и опытно-конструкторские работы, предоставление дотаций или ссуд государственным и частным предприятиям, расходы, связанные с регулированием цен и условий кредита.
5.Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов и расходов на отдельные секторы экономики — оборону, науку, образование и др. Рост общего объема расходов за счет государственного бюджета (или внебюджетных фондов) ведет к увеличению совокупного спроса и стимулирует рост ВВП.
6.При формировании концепции бюджетной политики и в ходе конкретного финансового планирования сложной проблемой является эффективность использования бюджетных средств. Финансовое планирование должно осуществляться не только финансовыми органами, но и органами исполнительной власти. Каждый орган исполнительной власти должен обосновать, какие результаты будут достигнуты в случае выделения средств в заявленных объемах по курируемым им сферам экономики. Эта проблема является более важной, чем обычно находящиеся в центре внимания проблемы нехватки денежных средств и выделения средств по отдельным направлениям.
7.Крупной проблемой реализации предусмотренных бюджетом расходов является сохранение реального объема расходов в случае обесценения средств в результате инфляции. Защитой от обесценения может быть индексация статей затрат (например, зарплаты государственных служащих, пенсий и др.) в меру роста цен. Практическое использование индексации сдерживается общим стремлением органов государственной власти к уменьшению выплат и проблемой ограничения находящейся в обращении денежной массы.
8.Недобор доходов вынуждает сокращать расходы и порождает проблему приоритетности расходования средств по отдельным направлениям. В случае возникновения опасности превышения дефицита из-за недобора налогов или по другим причинам становится неизбежным секвестр расходов.
- Лекция 1. Система финансов в экономике россии
- 1.1. Функция финансовой системы страны
- 1.2. Управление финансами
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Формирование государственных и муниципальных финансов
- 2.1.Государственные финансы и их роль в социально-экономическом развитии страны
- Основные показатели государственных финансов. Таблица
- Выводы:
- 2.2.Доходы государственного бюджета
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Расходы государственных финансов и дефицит бюджета
- 3.1. Расходы государственного бюджета
- Классификация расходов по функциональному назначению:
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 3.2. Дефицит госбюджета и государственный долг
- Классификация по типу долгового обязательства Таблица.
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 3.3. Реформирование государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- Перекрестная классификация финансовых требований и секторов
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Межбюджетные отношения и муниципальные финансы
- 4.1.Бюджетный федерализм
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 4.2. Формирование муниципальных финансов
- Основные показатели местных бюджетов в 2002-2005 гг. Таблица (млрд. Руб.)
- Лекция 5. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 5.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование.
- 5.3. Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование.
- 5.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование.
- 5.5.Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6.Финансы хозяйствующих субъектов
- 6.1. Организационно-правовые формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике
- Контрольные вопросы
- Лекция 7.Финансы коммерческих предприятий (организаций)
- 7.1. Общее понятие о финансах предприятия.
- 7.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 7.3. Доходы и расходы организаций
- 7.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния.
- 7.5. Управление оборотным капиталом.
- 7.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала.
- 7.7. Оценка финансового состояния предприятия.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8.Особенности финансов организаций малого бизнеса
- 8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса.
- 8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций.
- 8.3. Государственная политика в области малого бизнеса.
- 8.4.Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства.
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Страхование
- 9.1.Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле.
- 9.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы.
- 9.3. Состояние страхового рынка в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 10.Финансы некоммерческих организаций
- 10.1. Характеристика некоммерческих организаций
- 10.2. Финансы потребительских кооперативов
- 10.3. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений, других организаций
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы по финансам