logo
Finansy_vse

5.5.Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 234) единый социаль­ный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН был введен в действие с 1 января 2001 г., заменив собой совокуп­ность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фон­ды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обяза­тельного медицинского страхования. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регу­лирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.

Каких-либо кардинальных изменений в момент введения ЕСН не произошло: по существу, была проведена лишь унификация правовых норм, вызванная объединением взносов в ПФР, ФСС, ФОМС под одним общим названием, а также урегулированы некоторые из существующих спорных вопросов. Обязанности уплаты ЕСН были возложены на те же категории налогоплательщиков, что и по взносам во внебюджетные фон­ды, за исключением того, что с введением ЕСН перестала существовать такая категория налогоплательщиков, как наемные работники (до введе­ния ЕСН они уплачивали в ПФР страховые взносы по 1%-ной ставке). Поэтому первоначально остались две основные категории налогопла­тельщиков: работодатели и самозанятые граждане (индивидуальные предприниматели, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, за­нимающиеся традиционными отраслями хозяйствования).

Одним из наиболее важных новшеств стало применение по отдель­ным видам доходов необлагаемого минимума. Во-первых, в части сумм, не превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц, не подлежали налогообложению выплаты в виде материальной помо­ги, иные безвозмездные выплаты; выплаты в натуральной форме, про­водимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами я Детей. Во-вторых, были освобождены отдельные выплаты в части сумм, не превышающих 2000 руб. в год: выплаты в виде материальной помощи в пользу работников или бывших работников, которые уволи­лись в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; суммы оплаты или возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидности) и (или) членам их семей стоимости приобретенных медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

В основном совпадал перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН, и существовавшие ранее перечни выплат для каждого из внебюд­жетных фондов. Однако были и некоторые различия: от ЕСН освобож­дались суммы, направленные работодателем на лечение и медицинское обслуживание своих работников, их детей, супругов и родителей, при условии, что эти расходы осуществляются за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль (доходы) организации. Ставки ЕСН, установленные Налоговым кодексом с 1 января 2001 г., приведены в табл.

Таблица. Ставки ЕСН

Налоговая база на

каждого работ-ника нарастаю-

щим итогом с начала года

ПФРФ

ФСС РФ

ФОМС

Итого

до 100 000 руб.

28,0%

4,0%

3,6%

35,6%

от 100 001 руб.

28 000 руб. +

4000 руб. +

3600 руб. +

35 600 руб. +

до 300 000 руб.

+15,8% с сумм- мы, превышаю-щей 100000 руб.

+2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

+2% с суммы, превышающей 100000 руб.

+20,0% с суммы, превы-шающей 100000 руб.

от 300 001 руб.

59 600 руб. +

8400 руб. +

7600 руб. +

75 600 руб. +

до 600 000 руб.

+ 7,9% с сум-

+ 1,1% с сум-

1% с суммы,

+ 10,0%

мы, превышаю-

щей 300000 руб.

мы, превышаю-

щей 300000 руб.

Превышающей

300000 руб.

с суммы, пре-

щающей

300000 руб.

свыше 600 000 руб.

83 300 руб. + 5%

с суммы, пре-

вышающей 600000 руб.

11700 руб.

10 600 руб.

105 600 руб. +

5% с суммы, превышающей 600000 руб.

Применялась до 1 января 2002 г.; после этого действует ставка 2%.

Кроме того, от налога были освобождены суммы страховых платежей (пенсионных взносов), уплачиваемых организацией по договорам добро­вольного пенсионного страхования (добровольного пенсионного обеспе­чения) своих работников.

До принятия гл. 24 НК РФ налогоплательщики надеялись на сущест­венное снижение страховых взносов, высокий уровень которых призна­вался и правительством, обещавшим к тому же установить новую шкалу ставок. Однако в действительности, во-первых, ставки были снижены не­значительно:

— у работодателей-организаций это произошло в основном за счет ликвидации Государственного фонда занятости населения: для них мак­симальная ставка ЕСН по сравнению с существовавшей ранее суммар­ной ставкой во внебюджетные фонды уменьшилась всего на 2,9%. Самое большое снижение произошло для адвокатов — на 6,6%;

— у индивидуальных предпринимателей максимальная ставка ЕСН всего на 1,4% меньше, чем совокупный тариф во внебюджетные фонды, который они уплачивали ранее.

Во-вторых, хотя в Налоговом кодексе были предусмотрены четыре регрессивные шкалы для всех категорий плательщиков, для работодате­лей в применении шкалы были установлены существенные ограничения, поэтому в большинстве случаев ее использование изначально было не­возможным. Соответственно взносы уплачивались по максимальной ставке независимо от размера начисленных работникам выплат.

С 1 января 2005 г. были значительно (почти на одну пятую часть) ставки и изменена структура ЕСН.

Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты фи­зическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели и фи­зические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Фактически указанные группы граждан выступают страхователями по видам государственного обязательного страхования (социального, ме­дицинского и пенсионного).

Физические лица, которым производятся выплаты, являются застра­хованными лицами.

Льготы. От уплаты налога освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, IIили III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

— общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов кото­рых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых средне­списочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля за­работной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

— учреждения, созданные для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, науч­ных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указан­ные общественные организации инвалидов.

Эти льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимаю­щихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, мине­рального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соот­ветствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федера­ции по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III груп­пы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной про­фессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.

Эти льготы были введены в момент установления ЕСН и сохрани­лись в новой редакции. Одновременно была отменена льгота, существо­вавшая для российских фондов поддержки образования и науки (с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмезд­ной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муници­пальных образовательных учреждений).

Объект налогообложения дифференцирован в зависимости от катего­рии налогоплательщика. Объектом налогообложения для налогопла­тельщиков-работодателей (организаций и индивидуальных предприни­мателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым догово­рам, а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков-неработо­дателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их из­влечением.

Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хо-ззяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием.

Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей определяет­ся как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогопла­тельщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При опреде­лении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическо­му лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца на­растающим итогом.

Налоговая база налогоплательщиков-неработодателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налого­вый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринима­тельской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расхо­дов, связанных с их извлечением.

Налоговым кодексом установлен перечень сумм, не подлежащих налогообложению, среди которых:

— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с зако­нодательством;

— все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

— суммы единовременной материальной помощи;

— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получае­мые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

— доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), по­лучаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родо­вых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

— суммы страховых платежей по обязательному страхованию работ­ников;

— суммы платежей налогоплательщика по договорам добровольно­го личного страхования работников;

При определении налогов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации не включаются также любые возна­граждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам граждан­ско-правового характера, авторским договорам.

Особенности исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государствен­ного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет (т. е. на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии), уменьшает­ся налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Значение снижения ставок ЕСН и последствия этого трудно оценить однозначно. Столь существенное снижение налоговой нагрузки на фон­ды оплаты труда, безусловно, в интересах налогоплательщиков. Однако, как уже отмечалось, снижение ставок и объемов ЕСН как источника фи­нансовых ресурсов негативно отражается на формировании доходов го­сударственных внебюджетных фондов, сокращая их финансовый потен­циал. Учитывая, что за счет ЕСН обеспечивается основная масса доходов государственных социальных внебюджетных фондов, политика сокра­щения стабильных и достаточно устойчивых доходных источников фак­тически означает курс на сокращение программ развития социального страхования и социального обеспечения, что противоречит принципам социального государства, каким провозглашена Россия в ее Основном за­коне (Конституции РФ).

РЕЗЮМЕ

Государственные внебюджетные фонды представляют собой эле­мент системы государственных финансов, теснейшим образом связан­ный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет еди­ный источник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.