8.4.Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства.
Кредитование субъектов малого предпринимательства. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании малого предпринимательства на льготных условиях.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Для аккумулирования временно свободных денежных средств создаются общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, которые решают следующие вопросы:
— размещение обязательных резервов в Банке России;
— поручение управления собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации;
— определение размера, периодичности и порядка внесения вкладов или взносов участниками указанных обществ, а также предельных размеров, сроков и условий оказания им финансовой помощи.
Общества взаимного кредитования не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, не являющимся их участниками.
Однако малый бизнес по-прежнему должен надеяться в основном только на себя. Проблема доступа к кредитным ресурсам остается нерешенной. Проблему с долгосрочными кредитами для предприятий малого бизнеса можно было бы решить с помощью государственных инвестиций, но с этим также очень сложно — в России их выделяется крайне мало. По последним исследованиям при создании предприятия лишь 14% предпринимателей использовали банковские займы, в то время как профильные финансово-кредитные организации охватывают кредитами менее 1% рынка. Интересно, что наблюдения исследователей проблемы кредитования показали, что для значительной части предпринимателей процентные ставки банков не являются приоритетной проблемой — основной проблемой является упрощение процедуры получения кредитных средств. Процедура получения кредита до сих пор настолько бюрократизирована, что фактически исключает возможность его получения.
Основной причиной трудностей, с которыми малые предприятия сталкиваются при получении средств в коммерческих банках, является их неспособность предоставить достаточное доказательство того, что деньги будут возвращены. Финансисты работают в условиях риска и принимают обоснованные решения о степени риска, на который они готовы пойти за определенное ожидаемое вознаграждение. Когда они кредитуют малые предприятия, риск считается относительно большим, поэтому под приемлемые уровни риска требуется равноценное обеспечение. Однако нередко у малых предприятий просто нет достаточного и качественного обеспечения, которое они могли бы предоставить коммерческим банкам.
Важно отметить также, что российские банки предъявляют слишком жесткие требования к обеспечению, выполнить которые малые предприятия часто не в состоянии. Для банков считается обычным делом требовать легкореализуемое обеспечение в размере 200% ссуды. Практика требования высокого покрытия ссуды является общей реакцией на высокую степень риска, однако следует также признать, что отчасти она является ответом на те или иные реалии рынка.
Чтобы обойти это обычное несовпадение требований банков о залоге и отсутствие такового у малых предприятий, во всем мире были созданы программы предоставления гарантий банкам на случай неспособности заемщика вернуть ссуду, гарантирующие компенсацию их расходов. Без такой гарантии малое предприятие никогда не получит ссуду требуемого размера.
Как показывает мировой опыт, именно правительство способно запустить и поддерживать в работоспособном состоянии эффективную систему кредитных гарантий для малых предприятий. Кроме того, нормативно-правовая база кредитных гарантий в Российской Федерации еще недостаточно отработана. Таким образом, именно кредитные гарантии призваны облегчить процесс получения кредита и уменьшить сумму обеспечения, предлагаемого малыми предприятиями.
Страхование субъектов малого предпринимательства. Малые предприятия обычно не располагают достаточными материальными резервами, поэтому любая непредвиденная ситуация может нанести ощутимый урон бизнесу. Страхование для них — это надежный способ защитить свои имущественные интересы и обеспечить финансовую стабильность предприятия.
Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.
Предприятиям малого бизнеса имеет смысл страховаться от так называемых «огневых» и сопутствующих рисков. По такому полису обычно оплачивается ущерб от порчи или гибели имущества в случае пожара и поджога; удара молнии; взрыва газа и аппаратов под давлением; падения летательных объектов и их обломков; повреждения водой при аварии водопроводных, канализационных, отопительных систем; стихийного бедствия; противоправных действий третьих лиц, а также краж.
Предприятиям, занимающимся закупкой, доставкой и оптовой продажей продуктов питания и товаров народного потребления, следует застраховать свои грузы на время перевозки, транспортным предприятиям — автомобили и ответственность перед владельцами перевозимых грузов. Для строителей особенно важно страхование строящегося объекта в целом «от всех рисков» на весь период строительства. Производственные предприятия первым делом должны позаботиться о безопасности оборудования, без которого работа остановится (табл.).
Таблица.Стоимость и объекты страхования для субъектов малого предпринимательства
Вид бизнеса | Что необходимо страховать | Годовая стоимость страхования | ||
Магазины, торговые фирмы | Недвижимость | 0,3—0,9% от страховой суммы | ||
Оборудование | 0,2—0,5% от страховой суммы | |||
Товарные запасы на складах | 0,4—1,5% от страховой суммы | |||
Вид бизнеса | Что необходимо страховать | Годовая стоимость страхования | ||
| Автотранспорт | 8—16% от страховой суммы | ||
Грузы | 0,2—1,1% от страховой суммы | |||
Ответственность за качество товаров и услуг | 0,8—1,2% от лимита ответственности | |||
Транспортные фирмы | Автотранспорт | 8—16% от страховой суммы | ||
Ответственность грузо-перевозчика | 0,3—0,7% от лимита ответственности | |||
Ответственность автовладельца | 0,8—2,5% от лимита ответственности | |||
Строительные компании | Строительно-монтажные риски | 0,4—0,8% от стоимости строительного контракта | ||
Ответственность при проведении строительных работ | 1—2% от лимита ответственности | |||
Сотрудников от несчастного случая на стройплощадке | 0,3—2% от лимита ответственности | |||
Производственные предприятия | Производственное оборудование от «огневых» и сопутствующих рисков | 0,2—0,5% от страховой суммы
| ||
Производственное оборудование от поломки | 0,6—2% от стоимости оборудования | |||
Недвижимость | 0,2—0,8% от страховой суммы | |||
Сырье, товарные запасы | 0,4—1,5% от страховой суммы | |||
Профессиональную ответственность | 0,8—1,2% от лимита ответственности |
Заметим, что пока малый бизнес практически не охвачен страхованием: меры по снижению рисков пока популярны лишь у крупных производственных и финансовых структур. Не идет речь и о комплексном подходе к минимизации рисков бизнеса: финансовые риски не страхуются вообще, имущественные риски — очень ограниченно.
РЕЗЮМЕ
1.В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
2.За 1998—2003 гг. число малых предприятий увеличилось на 2,6%, численность работников — на 19,7%, инвестиции в основной капитал — в 3,1 раза. При этом объем выпускаемой продукции и оказанных работ и услуг возрос в 6,4 раза, что свидетельствует о повышении производительности труда в данной сфере экономики.
3.С 1 января 2003 г. для малых предприятий введены специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 262 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации. Данные главы были приняты Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
4.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности и в международных выставках и ярмарках.
Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между малым предприятием и соответствующим государственным или муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства.
5.Основной причиной трудностей, с которыми малые предприятия сталкиваются при получении средств в коммерческих банках, является их неспособность предоставить достаточное доказательство того, что деньги будут возвращены. Финансисты работают в условиях риска и принимают обоснованные решения о степени риска, на который они готовы пойти за определенное ожидаемое вознаграждение. Когда они кредитуют малые предприятия, риск считается относительно большим, поэтому под приемлемые уровни риска требуется равноценное обеспечение. Однако нередко у малых предприятий просто нет достаточного и качественного обеспечения, которое они могли бы предоставить коммерческим банкам.
- Лекция 1. Система финансов в экономике россии
- 1.1. Функция финансовой системы страны
- 1.2. Управление финансами
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Формирование государственных и муниципальных финансов
- 2.1.Государственные финансы и их роль в социально-экономическом развитии страны
- Основные показатели государственных финансов. Таблица
- Выводы:
- 2.2.Доходы государственного бюджета
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Расходы государственных финансов и дефицит бюджета
- 3.1. Расходы государственного бюджета
- Классификация расходов по функциональному назначению:
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 3.2. Дефицит госбюджета и государственный долг
- Классификация по типу долгового обязательства Таблица.
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 3.3. Реформирование государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- Перекрестная классификация финансовых требований и секторов
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Межбюджетные отношения и муниципальные финансы
- 4.1.Бюджетный федерализм
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 4.2. Формирование муниципальных финансов
- Основные показатели местных бюджетов в 2002-2005 гг. Таблица (млрд. Руб.)
- Лекция 5. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 5.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование.
- 5.3. Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование.
- 5.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование.
- 5.5.Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6.Финансы хозяйствующих субъектов
- 6.1. Организационно-правовые формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике
- Контрольные вопросы
- Лекция 7.Финансы коммерческих предприятий (организаций)
- 7.1. Общее понятие о финансах предприятия.
- 7.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 7.3. Доходы и расходы организаций
- 7.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния.
- 7.5. Управление оборотным капиталом.
- 7.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала.
- 7.7. Оценка финансового состояния предприятия.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8.Особенности финансов организаций малого бизнеса
- 8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса.
- 8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций.
- 8.3. Государственная политика в области малого бизнеса.
- 8.4.Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства.
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Страхование
- 9.1.Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле.
- 9.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы.
- 9.3. Состояние страхового рынка в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 10.Финансы некоммерческих организаций
- 10.1. Характеристика некоммерческих организаций
- 10.2. Финансы потребительских кооперативов
- 10.3. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений, других организаций
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы по финансам