logo
Finansy_vse

5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование.

Пенсионный фонд РФ является крупнейшим фондом, формируемым в составе государственных внебюджетных фондов. Пенсионная система обеспечивает конституционное право граждан на социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания де­тей и в других случаях, установленных законодательством.

Для выполнения этих функций в Пенсионном фонде аккумулируют­ся финансовые ресурсы, составившие в 2003 г. 843,1 млрд. руб. (см. табл. 10.1), т. е. достигающие одной трети доходов федерального бюдже­та РФ, составивших в этом периоде 2585,2 млрд. руб.

Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Сове­та РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. по­становлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1.

В 1991 г. Верховным Советом РФ было утверждено Положение о Пен­сионном фонде РФ. Это положение является основной правовой базой функционирования фонда: закрепляет его правовой статус, цели созда­ния, источники доходов, направления расходования средств, организа­цию руководства деятельностью.

В целях развития пенсионной системы было принято постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы пенсионного обеспечения». Было признано неудов­летворительным состояние действующей на тот момент системы пенси­онного обеспечения, сформулированы основные цели реформы и прин­ципы, на которых она должна проходить. В числе этих принципов зало­жена идея государственного пенсионного страхования. Значительное внимание в концепции было уделено индивидуальному персонифициро­ванному учету. В целях реализации концепции в 1996 г. был принят За­кон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе госу­дарственного пенсионного страхования».

В 2001 г. в рамках проведения пенсионной реформы были приняты следующие Законы: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; «О трудовых пенсиях в РФ»; «О государственном пенсионном обеспе­чении». Эти законы внесли существенные коррективы в реализацию прав граждан на пенсионное обеспечение. В целях упорядочения посту­пления доходов в бюджет Пенсионного фонда были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части, касающейся уплаты взносов в этот фонд.

Пенсионный фонд является юридическим лицом, финансово-кре­дитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответст­вии с законодательством РФ. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъя­тию не подлежат.

На Пенсионный фонд возложены следующие задачи:

1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финанси­рование расходов, относящихся к предметам ведения фонда;

2) организация работы по взысканию с работодателей и граждан, ви­новных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм для выплат государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Таблица. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации (млн. руб.; до 1998 г. – млрд. руб.)

1992г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Остаток средств на начало года

7

1510

1742

1584

3308

3000

8097

98 322

115 605

33 664

Поступление

1274

88 260

131748

178 329

166 714

276 519

431 281

532 120

699 871

843 141

в том числе:

страховые взносы, налоговые плате­жи

1203

73 709

115 109

151 073

149 102

250 436

379 259

494 906

642 328

770 457

из федерального бюд­жета

53

6048

9466

23 172

14 905

17 700

26 800

34 039

49 491

50 979

из Государствен­ного фонда заня­тости на-селения Российской Феде­рации

0,1

275

380

287

280

291

284

1

1

кредиты, ссуды

16

4815

2288

-

-

-

-

-

-

-

прочие поступле­ния

2

3413

4505

3797

2427

8092

24 938

3175

8052

21705

Расходование

918

88 709

129 625

176 605

167 022

271422

341 056

514 837

789 621

804 076

в том числе:

на финансирова­ние выплат насе­лению пенсий, пособий

885

85 078

125 346

172 767

160 450

254710

331 257

491123

661 730

776 446

возврат кредитов, ссуд

15

2368

-

2665

702

424

-

-

-

прочие расходы

18

1263

4279

3838

3907

16 010

9375

23 714

127 891

27 630

Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2004. С. 570.

3) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добро­вольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юри­дических лиц;

4) организация и ведение индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государ­ственного пенсионного страхования», а также организация и ведение го­сударственного банка данных по всем категориям плательщиков страхо­вых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

5) межгосударственное и международное сотрудничество Россий­ской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции фонда; уча­стие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударст­венных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

6) изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в фонд страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;

7) проведение научно-исследовательской работы в области государ­ственного пенсионного страхования;

8) проведение разъяснительной работы среди населения и юридиче­ских лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании про­грамм социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением фон­да и его постоянно действующим исполнительным органом — исполни­тельной дирекцией.

В состав правления входят председатель, первый заместитель, замес­тители председателя правления и исполнительный директор фонда, а также управляющие отделениями фонда.

В состав правления фонда могут входить также представители обще­ственных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой ин­тересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление фонда выполняет следующие задачи:

1) несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;

2) определяет перспективные и текущие задачи фонда;

3) утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты тру­да) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

4) назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии фонда и ру­ководителей его отделений;

5) утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизион­ной комиссии и региональных органах фонда;

6) издает в пределах своей компетенции нормативные акты по во­просам, относящимся к деятельности фонда.

Правление Пенсионного фонда возглавляет председатель.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирек­ции фонда и его региональных органов образуется ревизионная комис­сия.

Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным фонда в районах и городах, ревизионной комиссии необходимые документы и сведения, относящиеся к деятель­ности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, перечень которых устанавливается законодательством.

Пенсионный фонд осуществляет расходование денежных средств по следующим направлениям;

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ зако­нодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за преде­лы РФ;

2) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полуто­ра лет;

3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

5) другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной тру­довой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

3) страховых взносов иных категорий работающих граждан;

4) ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату госу­дарственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указан­ных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской ка­тастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

5) средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пен­сий безработным;

6) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

7) добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи­ческих и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений.

Принятие Федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении» и «О трудовых пенсиях» имело важное значение для упо­рядочения процесса пенсионного обеспечения в РФ в целях определе­ния:

1) видов пенсий, предусмотренных для различных категорий граж­дан;

2) составных частей пенсий;

3) источников финансирования различных видов пенсий;

4) условий возникновения права на пенсию.

Пенсии можно классифицировать в соответствии с законами, на ос­новании которых они назначаются:

1) пенсии, назначаемые в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

2) пенсии, назначаемые в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Рос­сийской Федерации».

В соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации» под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выпла­та в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудо­вой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахован­ных лиц в связи со смертью этих лиц.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также нетру­доспособные члены семей умерших кормильцев при соблюдении опреде­ленных условий.

Закон устанавливает следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Также устанавливаются составные части каждого вида пенсии.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности мо­гут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части; 2) страховой части.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется За­коном «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации», разграничивающим источники, за счет которых финансируется та или иная часть трудовой пенсии.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществ­ляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопи­тельной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В Законе «Об обязательном пенсионном страховании» Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организацион­ных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до ус­тановления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обяза­тельного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обя­зательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться него­сударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые преду­смотрены федеральным законом. Государство несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию явля­ются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе ор­ганизации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях указанного федерального закона частные детективы и зани­мающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивиду­альным предпринимателям.

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обяза­тельное пенсионное страхование в соответствии с законом. К ним отно­сятся следующие группы лиц:

1) работающие по трудовому договору или по договору граждан­ско-правового характера, предметом которого является выполнение ра­бот и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

2)самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практи­кой нотариусы, адвокаты);

3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) работающие за пределами территории Российской Федерации в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

6) являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния;

7) иные категории граждан.

Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом за­работка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями для целей настоящего закона о Пенсионном фонде признаются: достижение пенсионного возраста, наступление ин­валидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсион­ному страхованию являются:

1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не ра­ботавших на день смерти.

Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — инди­видуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в раз­мере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индиви­дуальном лицевом счете.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесяч­ная государственная денежная выплата, право на получение которой оп­ределяется в соответствии с условиями и нормами, установленными со­ответствующим законом.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— социальная пенсия.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

— федеральные государственные служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техно­генных катастроф;

— нетрудоспособные граждане.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспе­чению производится за счет средств федерального бюджета.

Пенсионный фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходова­ния денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от­дельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсион­ного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пен­сионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных ли­цевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранят­ся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального бан­ка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открывае­мых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

— страховых взносов;

— средств федерального бюджета;

— сумм пеней и иных финансовых санкций;

— доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

— добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачи­ваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

— иных источников, не запрещенных законодательством Россий­ской Федерации.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включаются в состав доходной и расходной частей бюдже­та Пенсионного фонда.

Средства бюджета фонда имеют целевое назначение и направляют­ся на:

— выплату в соответствии с законодательством Российской Федера­ции и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, перевод средств в сумме, эквивалентной сум­ме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивиду­ального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пен­сионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

— доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенси­онного фонда;

— финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и тер­риториальных органов);

— иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда на со­ответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступ­лений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирова­ние выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет фонда в полном объеме. Эти средства расходуются в следующем порядке на:

— возмещение недостатка средств бюджета фонда на выплату стра­ховой части трудовой пенсии;

— дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исхо­дя из инфляции на очередной финансовый год.

В целях обеспечения финансовой устойчивости системы обязатель­ного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюд­жета Пенсионного фонда создается резерв. Контроль за использованием средств бюджета фонда осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 «Единый социаль­ный налог» Налогового кодекса РФ.

Регистрация страхователей в органах Пенсионного фонда является обязательной и осуществляется в территориальных органах ПФ.

Ставки страховых взносов устанавливаются:

1) для выступающих в качестве работодателей-страхователей (см. табл. 10.2);

2) для выступающих в качестве работодателей-организаций, заня­тых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семей­ных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермер­ских) хозяйств (см. табл.).

В течение 2005—2007 гг. для страхователей, которые выступают в ка­честве работодателей для лиц 1967 г. рождения и моложе, применяются ставки страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей-страхователей, за ис­ключением выступающих в качестве работодателей-организаций, заня­тых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семей­ных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермер­ских) хозяйств (см. табл.);

2) для выступающих в качестве работодателей-организаций, заня­тых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семей­ных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермер­ских) хозяйств (см. табл.).

Таблица.

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 г. рождения и старше

Для лиц 1967 г. рождения и моложе

на финансирование страхо­вой части трудовой пенсии

на финансирование страхо­вой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Процен-ты

руб.

Процен-ты

руб.

проценты

руб.

до 280 000 руб.

14,0

39 200

8,0

22 400

6,0

16 800

от 280 001 руб. до 600 000 руб.

5,5

с суммы, превышаю­щей 280 000

3,1

с суммы, превышаю­щей 280 000

2,4

с суммы, превышаю­щей 280 000

свыше 600000 руб.

-

56 800

-

32 320

_

24 480

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 г. рождения и старше

Для лиц 1967 г. рождения и моложе

на финансирование страхо­вой части трудовой пенсии

на финансирование страхо­вой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

проценты

руб.

проценты

pv6.

проценты

руб.

до 280 000 руб.

10,3

28 840

4,3

12 040

6,0

16 800

от 280 001 руб. до 600 000 руб.

5,5

с суммы, превышаю­щей 280 000

3,1

с суммы, превышаю­щей 280 000

с суммы, превышаю­щей 280 000

свыше 600 000 руб.

-

46 440

21960

24 480

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

2005-2007 гг.

на финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

проценты

Руб.

проценты

руб.

до 280 000 руб.

10

28 000

4

11200

от 280 001 руб. до 600 000 руб.

3,9

28 000 + 3,9% с суммы, превы­шающей 280 000

1,6

11200+1,6% с суммы, превы­шающей 280 000

свыше 600 000 руб.

40480

-

16 320

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

2005-2007 гг.

на финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

проценты

руб.

проценты

руб.

до 280 000 руб.

6,3

17 640

4

11 200

от 280 001 руб. до 600 000 руб.

3,9

17 640 + 3,9% с суммы, превы­шающей 280 000

1,6

11200+1,6% с суммы, превы­шающей 280 000

свыше 600 000 руб.

-

30 120

-

16 320