Выводы:
1.Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти на различных уровнях, органами местного самоуправления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса. Межбюджетные отношения проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Основные проблемы совершенствования межбюджетных отношений сконцентрированы в сфере упорядочения и разграничения бюджетных полномочий органов власти (правовой аспект) и соответственно в сфере распределения бюджетных и налоговых полномочий. Следовательно, ключевым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма является механизм реализации бюджетных и налоговых полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой — устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, предопределяют единство бюджетной и налоговой систем.
2.Бюджетный федерализм выступает как форма организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. В российской экономической системе бюджетный федерализм является адекватной фор. мой осуществления межбюджетных отношений. Он прежде всего является формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов с целью предоставления населению общественных благ.
3.Взаимодействие бюджетов — это отношения, складывающиеся в процессе возникновения денежных потоков и финансовых ресурсов, их регулирование и использование по конечному адресному назначению в соответствии с бюджетной классификацией и росписью бюджетных расходов, определяемых ежегодно принимаемыми законами о федеральном, региональных и местных бюджетах. В процессе взаимодействия бюджетов сначала разделяются финансовые ресурсы (налоговые потоки), которые направляются по соответствующим каналам на формирование федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, затем регулируется их поток юридическим и физическим лицам. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей социально-экономической, в том числе бюджетно-налоговой, политики.
- Лекция 1. Система финансов в экономике россии
- 1.1. Функция финансовой системы страны
- 1.2. Управление финансами
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Формирование государственных и муниципальных финансов
- 2.1.Государственные финансы и их роль в социально-экономическом развитии страны
- Основные показатели государственных финансов. Таблица
- Выводы:
- 2.2.Доходы государственного бюджета
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Расходы государственных финансов и дефицит бюджета
- 3.1. Расходы государственного бюджета
- Классификация расходов по функциональному назначению:
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 3.2. Дефицит госбюджета и государственный долг
- Классификация по типу долгового обязательства Таблица.
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 3.3. Реформирование государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- Перекрестная классификация финансовых требований и секторов
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Межбюджетные отношения и муниципальные финансы
- 4.1.Бюджетный федерализм
- Выводы:
- Контрольные вопросы
- 4.2. Формирование муниципальных финансов
- Основные показатели местных бюджетов в 2002-2005 гг. Таблица (млрд. Руб.)
- Лекция 5. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 5.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 5.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование.
- 5.3. Фонд социального страхования, его функции, формирование и использование.
- 5.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование.
- 5.5.Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
- Контрольные вопросы
- Лекция 6.Финансы хозяйствующих субъектов
- 6.1. Организационно-правовые формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике
- Контрольные вопросы
- Лекция 7.Финансы коммерческих предприятий (организаций)
- 7.1. Общее понятие о финансах предприятия.
- 7.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 7.3. Доходы и расходы организаций
- 7.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния.
- 7.5. Управление оборотным капиталом.
- 7.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала.
- 7.7. Оценка финансового состояния предприятия.
- Контрольные вопросы
- Лекция 8.Особенности финансов организаций малого бизнеса
- 8.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса.
- 8.2. Налогообложение предпринимателей и организаций.
- 8.3. Государственная политика в области малого бизнеса.
- 8.4.Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства.
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Страхование
- 9.1.Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле.
- 9.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы.
- 9.3. Состояние страхового рынка в России
- Контрольные вопросы
- Лекция 10.Финансы некоммерческих организаций
- 10.1. Характеристика некоммерческих организаций
- 10.2. Финансы потребительских кооперативов
- 10.3. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений, других организаций
- Контрольные вопросы
- Контрольные вопросы по финансам