logo search
Финансы и кредит Курс лекций Гордеева

Цели государственного и муниципального кредитования:

Посредством кредита государство привлекает на возмездной основе дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций, а также предоставляет на возвратной основе дополнительные финансовые ресурсы получателям бюджетных средств.

Формы привлечения кредитных ресурсов государством:

Формы предоставления денежных средств из бюджета на возвратной основе:

В зависимости от сферы применениягосударственный и муниципальный кредит может бытьвнутренним и внешним. В результате возникают государственные и муниципальныевнутренние и внешние активы РФ.

В зависимости от субъектовкредитной сделки Бюджетный кодекс РФ выделяет:

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательстваперед РФ.

Государственный и муниципальный долг-это долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Виды государственного и муниципального долга:

  1. Капитальный– включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату.

Текущий – состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

  1. Внутренний– совокупность обязательств федерального правительства перед резидентами РФ.

Внешний– совокупность обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Внутренний долг РФ складывается из:

Внешний долг складывается из:

Практическим воплощением механизма государственного и муниципального кредита являются государственные и муниципальные займы. Основная цель выпуска займов – покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов.

Займы классифицируются по различным признакам на следующие категории:

  1. по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

  2. в зависимости от места размещения: внутренние и внешние займы;

  3. в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные (которые свободно продаются и покупаются) и нерыночные (которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг);

  4. в зависимости от срока погашения: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

  5. по характеру выплачиваемого долгадолговые обязательства делятся на выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.

Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий.

В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие задачи:

Методы управления государственным и муниципальным долгомможно условно разделить на административные и рыночные.

Административные:

Рыночные: