Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
Под финансовой политикойпонимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства для осуществления государством своих функций.
Основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу определяются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Реализация основных направлений развития народного хозяйства страны и обеспечение стабильности в обществе возложены на Правительство РФ, которое в рамках основных направлений финансовой политики на текущий год разрабатывает проекты законов для ее реализации и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Далее идет стандартная работа законодательной власти по принятию и утверждению законов, необходимых для реализации финансовой политики. Заканчивается эта работа опубликованием федерального закона после подписания его Президентом РФ.
Деятельность государственных органов власти по разработке и реализации финансовой политики предполагает:
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и задач;
создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
управление финансовой деятельностью государства и других субъектов финансовых отношений.
Современная финансовая политика включает в себя следующие составные части:
налоговую политику,
бюджетную политику,
таможенную политику,
денежно-кредитную политику,
ценовую политику,
социальную политику,
инвестиционную политику.
Важнейшей составной частью финансовой политики во все времена являлась налоговая политика– основа фискальной политики любого государства. Современная налоговая политика выражается в следующих направлениях:
определение оптимального налогового порога (при изъятии более 30% чистого дохода экономический рост останавливается);
сокращение налогового бремени;
использование в качестве основной налоговой базы прямых налогов, а не легко собираемых косвенных налогов;
создание стабильных законов и правил для государственного регулирования экономики;
обеспечение простоты, открытости и эффективности налоговой системы.
Фискальная политика дополняется таможенной и ценовой политикой. Таможенная политика оказывает прямое воздействие на цену товаров и услуг через таможенные сборы и пошлины, чем обеспечивает более льготные условия отечественным производителям и способствует пополнению доходной части государственного бюджета. Ценовая политика сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги (напр., железнодорожные тарифы, тарифы на электроэнергию, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на воду и т.п.). Эти платежи по сути своей налоговыми не являются, но по своему действию ничем от налоговых платежей не отличаются. За их счет возрастают цены на товары и услуги, а государство получает зачастую повышенный доход как собственник.
Если фискальная политика любого государства во все времена направлена на оптимизацию системы налогообложения (и ценообразования) и стимулирование общественного воспроизводства с целью пополнения доходов государственного бюджета, то бюджетная политиканаправлена на оптимизацию системы бюджетных и межбюджетных отношений.
Бюджетная политика сводится к следующим мероприятиям:
определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
установлению соотношения между доходными и расходными статьями;
определению основных путей покрытия бюджетного дефицита, если таковой предусмотрен бюджетной политикой;
оптимизации структуры расходной части бюджета;
распределению расходов между бюджетами разных уровней.
Особое место в структуре финансовой политики занимает денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика включает:
эмиссионную политику – определение показателя денежной массы и ее агрегатов и, исходя из этого, предложение необходимого количества денег в оборот;
политику стабилизации национальной валюты;
кредитную политику – определение условий функционирования ссудного капитала.
Современная социальная политикане просто связана с финансово-кредитной политикой, она становится ее неотъемлемой составной частью. Эту взаимосвязь можно увидеть в тех мероприятиях, которые включаются в социальную политику, таких как:
согласование объемов финансовой помощи субъектам РФ с выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения;
реализация пенсионной реформы;
упорядочение системы социальных льгот и выплат;
повышение заработной платы работников бюджетной сферы;
регулирование вынужденной миграции.
Очень важной составляющей финансовой политики в настоящее время является инвестиционная политика, которая предполагает:
повышение роли бюджета в развитии экономики РФ;
создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
развитие ипотечного кредитования;
привлечение прямых иностранных инвестиций.
Экономическую основу любой финансовой политики составляет финансовое управление с присущим ему финансовым механизмом.
Финансовый механизм – это совокупность способов организации финансовых отношений в обществе (при помощи различных форм, видов и методов), установленных государством и законодательно оформленных. Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, созданными для управления финансами.
Финансовый механизм имеет сложную структуру, которая включает в себя:
финансовые методы;
финансовые инструменты (различные рычаги финансового воздействия и финансовые стимулы);
виды информационно-правового обеспечения финансовой деятельности.
К финансовым методам относятся:
методы разработки финансовых планов (балансовый, нормативный, экстраполяции, математического моделирования);
методы финансового обеспечения (бюджетное финансирование, коммерческий расчет, самоокупаемость и самофинансирование, смешанное финансирование);
методы финансового регулирования (рыночные и директивные).
В группу финансовых инструментовпопадают: прибыль, доход, амортизационные отчисления, налоги, финансовые льготы и санкции, цена, дивиденды, процентные ставки, дисконт, паевые взносы, инвестиции, валютные курсы и другие формы и виды финансовых отношений, используемых в финансовом управлении.
Основными видами информационно-правового обеспеченияфинансового управления являются:
правовое обеспечение – Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы и письма Министерств и ведомств РФ, устав юридического лица;
нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, нормы, методические указания и другая документация;
информационное обеспечение – информация о финансовой устойчивости, о платежеспособности, о ценах, курсах, дивидендах и т.п., о положении дел на кредитном, фондовом, валютном, товарном рынках, о коммерческой деятельности своих партнеров и конкурентов, об уровне инфляции, о результатах развития общественного производства, о доходах и расходах госбюджета и другая достоверная информация.
Финансовый механизм как совокупность организационно-экономических отношений зависим от системы социально-экономических отношений и от типа финансовой политики. В зависимости от типа финансовой политики выделяют два типа хозяйственного механизма:
директивный финансовый механизм, охватывает сферу финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, и бюджетного процесса, финансовое планирование);
регулирующий финансовый механизм определяет правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства (использование финансовых ресурсов на частных предприятиях).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Финансы и кредит Курс лекций
- Сущность и функции денег, их виды и особенности
- Денежная масса. Закон денежного обращения
- Понятие денежной системы. Особенности современной денежной системы
- Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления
- Сущность и функции финансов
- Финансовая система страны, её сферы и звенья
- Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
- Управление финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Финансовый контроль: виды и методы проведения
- Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы построения
- Межбюджетные отношения в рф
- Государственные внебюджетные фонды, их виды и место в финансовой системе страны
- Государственный и муниципальный кредит.
- Управление государственным долгом Российской Федерации
- Государственный и муниципальный кредит – это форма кредитных отношений, по которым в роли заемщика или (реже) кредитора выступает рф, субъект рф или муниципальное образование.
- Цели государственного и муниципального кредитования:
- Страхование в системе финансов Российской Федерации
- Кредит и кредитная система Российской Федерации: сущность, структура, формы кредита
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус и функции
- Коммерческие банки и их операции
- Список рекомендуемой литературы