Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы построения
Бюджет – это финансовые отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при распределении, перераспределении национального дохода, формировании и использовании общегосударственных целевых денежных фондов с целью стабильного социально-экономического развития общества.
Бюджет в материальной форме представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства. Основным источником его формирования является национальный доход общества, но в условиях недостатка государственных ресурсов бюджет может пополняться за счет национального богатства.
Государственный бюджет как часть финансовой системы и как основной финансовый план страны в обязательном порядке имеет правовую форму, является юридической категорией и имеет силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройствомкак федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов.
Свод бюджетов всех уровней по РФ или соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает:
федеральный бюджет и бюджетов государственных внебюджетных фондов,
21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств.
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:
единство бюджетной системы;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированность бюджета;
эффективность и экономность использования бюджетных средств;
общее покрытие расходов бюджета;
гласность;
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
единства кассы;
подведомственность расходов.
Единство бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходовбюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4.Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Гласность бюджета предполагает:
1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решениюзаконодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотренияи принятия решений по проектам бюджетов, в том числе повопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного и (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
Достоверность бюджета — этот принцип обеспечивает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на финансирование определенных целей.
Принцип «единства кассы»обеспечивает полную прозрачность и
подотчетность формирования и использования бюджетных средств.
Принцип «подведомственности»усиливает ответственность за
исполнение бюджетных обязательств, устраняет дублирование отдельных полномочий. Одновременно установлена прозрачная и четкая подведомственная сеть главного распорядителя. Также исключена возможность выполнения функций распорядителя бюджетных средств подведомственными органами исполнительной власти и учреждениями других уровней.
Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы РФ
Доходы государственного бюджета выражают отношения, связанные с изъятием государством в принудительном порядке части национального дохода у юридических и физических лиц и аккумулированием этих денежных средств в бюджетном фонде для осуществления своих функций.
По своему материальному содержанию доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления и накапливающиеся в бюджетном фонде.
Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений. Основными источниками налоговых поступлений являются:
предпринимательская прибыль, созданная или полученная в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, банковской сфере и других отраслях народного хозяйства;
заработная плата наемных работников как материального, так и нематериального производства;
доходы лиц, работающих не по найму;
рента собственников земли.
Бюджет государства может быть пополнен за счет дополнительных источников:
за счет продажи части национального богатства страны (доходы от использования или отчуждения государственной или муниципальной собственности, доходы от продажи золотовалютных резервов и т.п.);
за счет государственных внутренних и внешних заимствований;
за счет эмиссии бумажных денег.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в доходы государственного бюджетазачисляются:
Налоговые доходы государственного бюджета:
федеральные налоги, сборы, пени и штрафы;
региональные налоги, сборы, пени и штрафы;
местные налоги, сборы, пени и штрафы.
Неналоговые доходы:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной федеральной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.п.);
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;
иные неналоговые поступления.
Финансовая помощь и безвозмездные перечисления:
от нерезидентов;
от бюджетов других уровней;
от государственных внебюджетных фондов;
от государственных организаций;
от национальных организаций;
средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Остаток средств на конец предыдущего года.
По порядку и условиям зачисления в бюджет доходы подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов– виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;
неналоговые доходы за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
безвозмездные перечисления.
Регулирующие доходы бюджетов– федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездного перечисления. Централизация доходов утверждается ФЗ о федеральном бюджете и законом субъекта РФ о региональном бюджете на очередной год.
Для расширения возможностей федерального бюджета по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов налоги, уплачиваемые по месту регистрации юридического лица (крупнейших налогоплательщиков по специальному перечню), целиком зачисляются в федеральный бюджет. Кроме того, предполагается централизовать рентные платежи для их последующего распределения по регионам.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в доходы федерального бюджетазачисляются:
Собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней:
федеральные налоги и сборы;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
государственные пошлины.
Собственные неналоговые доходы:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
доходы от отчуждения имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, в размерах, устанавливаемых Правительством;
прибыль Банка России;
доходы от внешнеэкономической деятельности;
доходы от реализации государственных запасов и резервов;
доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и т.п.);
доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд;
иные неналоговые поступления.
Остаток средств на конец предыдущего года.
Доходы от целевых бюджетных фондов (по ставкам, установленным законом о федеральном бюджете на текущий год).
Средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.
Расходы государственного бюджета выражают отношения между государством и получателями бюджетных средств, возникающие при распределении и использовании бюджетного фонда.
По своему материальномусодержанию расходы государственного бюджета - это бюджетные ассигнования, осуществляемые государственными органами и органами местного самоуправления для выполнения своих функций и задач. Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ формируются на основе:
минимальных государственных социальных стандартов (минимальный набор услуг, бесплатно предоставляемых государством населению);
нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг;
нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (минимально допустимая стоимость государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета, в расчете на душу населения).
Государственные расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга.
Поскольку бюджетные средства имеют многочисленные каналы использования, существуют и их различные классификации. Все расходы государственного бюджета группируются по следующим признакам:
в соответствии с экономической классификацией расходыбюджетов всех уровней делятся натекущие и капитальные(т.е. группируются по экономическому содержанию - на инновационные и инвестиционные цели и на нужды текущего функционирования государства);
в соответствии с функциональной классификациейбюджетные расходы всех уровней объединяются по своему назначению (т.е. выделяются расходы общегосударственного назначения, на оборону, общественный порядок и безопасность; расходы социального характера; расходы, связанные с экономической деятельностью государства; расходы по выполнению прочих государственных функций).
в соответствии с ведомственной классификациейрасходов выделяют группы расходовпо главным распорядителям средствфедерального и регионального бюджетов (т.е. по каждому министерству, ведомству или иному государственному учреждению, получающему бюджетные ассигнования).
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
Для выполнения государством конкретных задач и функций из бюджета осуществляется финансирование затрат на:
государственное управление и местное самоуправление
судебную власть;
международную деятельность;
национальную оборону;
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
промышленность, энергетику и строительство;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
развитие рыночной инфраструктуры;
жилищно-коммунальное хозяйство;
предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
образование;
культуру, искусство;
средства массовой информации;
здравоохранение и физическую культуру;
социальную политику;
обслуживание и погашение государственного долга;
пополнение государственных запасов и резервов;
финансовую помощь бюджетам других уровней;
утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров;
мобилизационную подготовку экономики; формирование целевых бюджетных фондов;
прочие расходы.
Для финансирования всех перечисленных государственных расходов предусматривает конкретные формы предоставления бюджетных средств.
Функциональные расходы в соответствии с бюджетной классификацией могут осуществляться как исключительно из федерального бюджета, так и засчет средств федерального бюджета совместно с нижестоящими бюджетами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Финансы и кредит Курс лекций
- Сущность и функции денег, их виды и особенности
- Денежная масса. Закон денежного обращения
- Понятие денежной системы. Особенности современной денежной системы
- Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления
- Сущность и функции финансов
- Финансовая система страны, её сферы и звенья
- Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
- Управление финансами
- Система государственных органов управления финансами и их функции
- Финансовый контроль: виды и методы проведения
- Бюджетная система Российской Федерации, ее структура и принципы построения
- Межбюджетные отношения в рф
- Государственные внебюджетные фонды, их виды и место в финансовой системе страны
- Государственный и муниципальный кредит.
- Управление государственным долгом Российской Федерации
- Государственный и муниципальный кредит – это форма кредитных отношений, по которым в роли заемщика или (реже) кредитора выступает рф, субъект рф или муниципальное образование.
- Цели государственного и муниципального кредитования:
- Страхование в системе финансов Российской Федерации
- Кредит и кредитная система Российской Федерации: сущность, структура, формы кредита
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус и функции
- Коммерческие банки и их операции
- Список рекомендуемой литературы