Введение
Методические указания предназначены для иностранных студентов-архитекторов, выполняющих курсовую работу по акустическому проектированию зрительного зала в процессе изучения раздела «Архитектурно-строительная акустика» курса «Строительная физика». Курсовая работа позволяет освоить дисциплину на третьем уровне (умение решать нестандартные задачи стандартными методами), что соответствует типовой программе и квалификационной характеристике специалиста-архитектора.
Проектирование вновь возводимых или реконструируемых объектов, содержащих помещения для прослушивания звуковых программ, ставит перед архитектором задачи обеспечения в них оптимальных акустических условий, способствующих необходимой разборчивости речи, комфортному восприятию музыки, проявлению программируемых звуковых эффектов. Современное электроакустическое оборудование звукоусиления и звуковоспроизведения, которым сегодня оснащаются такие помещения (от небольших кафе до крупных концертных залов), эффективно функционирует только при определенных акустических характеристиках объемно-планировочных решений. Для ряда залов характерно требование обеспечения естественной акустики без усиления, способствующей комфортному восприятию натуральных звучаний (например, в органных залах, в залах оперных театров, в лекционных аудиториях и т.п.). К особой группе помещений по акустическим требованиям относятся телевизионные и радиостудии, студии звукозаписи, комментаторские кабины, кабины синхронного перевода и т.п.
Несмотря на существенные различия в требованиях к параметрам архитектурной акустики, ее оптимизация, являющаяся центральным звеном обеспечения функционального назначения объекта, достигается поэтапными решениями следующих неизменных архитектурных задач:
- назначением оптимальных объемно-планировочных решений помещения, включая общий воздушный объем, выбор пропорций и основных размеров;
- размещением зрительских мест, путей эвакуации зрителей, выбором размеров и привязки сцены или эстрады;
- построением рациональных профилей пола, потолка, стен, балконов, звукоотражающих экранов и т.п.;
- предотвращением концентрации отраженного звука, возникновения «порхающего» и «театрального» эха и других акустических дефектов;
- подбором и рациональным размещением отделочных материалов и конструкций (в том числе звукопоглощающих);
- расчетом и итерационной оптимизацией основного критерия акустических качеств зала – частотной характеристики времени реверберации.
Цель работы – закрепление и углубление теоретических знаний, обучение методике акустического проектирования, развитие комплексного творческого архитектурного мышления, приобретение навыков пользования отечественными, зарубежными и международными специальными инструктивно-нормативными документами и авторитетными литературными источниками для обоснования принимаемых решений.
Для выполнения курсовой работы студенту необходимы определенные навыки архитектурного проектирования, приобретаемые ко времени изучения дисциплины на IV курсе, ознакомление с номенклатурой и особенностями традиционных и современных отделочных строительных материалов и изделий, а также основные сведения из школьных курсов общей физики и элементарной математики. Получаемые знания и навыки используются в дипломном проектировании и в дальнейшей профессиональной деятельности архитектора, в том числе, подготавливают к осознанному использованию в проектировании достаточного сложных стандартных программных продуктов (например, ACUST, EASE 4.3, Sketh Up и др.).
Курсовые работы выполняются по индивидуальным заданиям, содержащим сведения о функциональном назначении помещений и об их вместимости (о расчетном количестве зрителей).
- Введение
- 1 Воздушный объем и пропорции зала
- 2 Форма зала в плане
- 3 Размещение зрительских мест
- 4 Размеры сцены, эстрады
- 5 Построение профиля пола
- 6 Распределение отраженного звука
- 6.1 Формирование диффузного звукового поля
- 6.2 Формирование полезных ранних отражений
- 7 Оптимум реверберации
- 8 Расчет ожидаемого времени реверберации
- 9 Подбор и размещение звукопоглотителей
- 10 Особенности проектирования залов различного назначения
- 10.1 Лекционные залы
- 10.2 Залы драматических театров
- 10.3 Залы театров оперы и балета
- 10.4 Концертные залы
- 10.5 Залы многоцелевого назначения
- 10.6 Залы кинотеатров
- 10.7 Спортивные залы
- 10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
- 10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
- 11 Оформление и порядок выполнения работы
- Список источников информации
- Приложение а Звукопоглощающие свойства материалов и конструкций
- Приложение б Функция
- Содержание
- Навчальне видання