10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
Помещения студий звукозаписи, кабин радио- телекомментаторов и т.п. должны обладать специфическими акустическими характеристиками, позволяющими четко, на уровне высоких требований, демонстрировать воспроизводимые звуки со всеми присущими им свойствами.
Особенно важна ЧХ времени реверберации в пределах рекомендуемого оптимума (табл. 7.1).
При незначительных объемах студии решающее значение для акустических качеств имеют размеры и формы помещения. В этих случаях на низких частотах возможны нарушения условия диффузного звукового поля, при которых снижается надежность расчетов по формуле Эйринга. Контрольной служит критическая частота, ниже которой длины звуковых волн соизмеримы с размерами помещений:
. (10.1)
Чтобы уменьшить неблагоприятные влияния на условия звукозаписи необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
- объем помещения студии должен быть не менее 40 м3;
- помещение должно быть симметричным относительно оси, на которой располагается акустический центр источника звука и микрофон;
- необходимо избегать кубообразных форм помещения. Рекомендуется оптимальное соотношение [7]:
< < ;
< ; < , (10.2)
где - ширина, высота и длина помещения соответственно, м.
Форма помещения должна обеспечивать ранние отражения, поступающие в зону приемника звука (микрофона) через 15 мс и менее, с уровнями как минимум на 10 дБ ниже прямого звука. К поздним отражениям (более 15 мс) предъявляются требования максимальной диффузности звукового поля в зоне приема и исключения явлений фокусирования, «порхающего эха» и частотных искажений звучания (см. п. 6.1).
Весьма важна регулировка боковых отражений. С этой целью стены на высоте от 0,9 м до 2,1 м от пола облицовывают попеременно панелями с высокой степенью широкополосного звукопоглощения и горизонтальными рассеивателями (см. п. 6.1) с модульным шагом 1,2 м. Выше этой полосы стены облицовывают звукорассеивателями, например, пирамидальной формы глубиной 0,15 м.
Подвесной потолок по периметру необходимо выполнить эффективно звукопоглощающим в виде полосы шириной ~1,5 м. Центральная часть может быть отражающей, но с наклоном не менее 10º, перебиваемой полосами звукопоглотителя.
Варьирование времени реверберации в зависимости от записываемых программ может осуществляться с помощью занавесей на стенах из велюра плотностью не менее 400 г/м2 с 2-3-х кратной драпировкой и использования ковровых покрытий паркетного или линолеумного пола.
- Введение
- 1 Воздушный объем и пропорции зала
- 2 Форма зала в плане
- 3 Размещение зрительских мест
- 4 Размеры сцены, эстрады
- 5 Построение профиля пола
- 6 Распределение отраженного звука
- 6.1 Формирование диффузного звукового поля
- 6.2 Формирование полезных ранних отражений
- 7 Оптимум реверберации
- 8 Расчет ожидаемого времени реверберации
- 9 Подбор и размещение звукопоглотителей
- 10 Особенности проектирования залов различного назначения
- 10.1 Лекционные залы
- 10.2 Залы драматических театров
- 10.3 Залы театров оперы и балета
- 10.4 Концертные залы
- 10.5 Залы многоцелевого назначения
- 10.6 Залы кинотеатров
- 10.7 Спортивные залы
- 10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
- 10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
- 11 Оформление и порядок выполнения работы
- Список источников информации
- Приложение а Звукопоглощающие свойства материалов и конструкций
- Приложение б Функция
- Содержание
- Навчальне видання