10.3 Залы театров оперы и балета
В зале оперного театра необходимо обеспечить как хорошее звучание музыки, так и хорошую разборчивость пения и речитатива.
Время реверберации должно быть на 20–25 % больше, чем в драматических театрах. Рекомендуется, чтобы время реверберации на частоте 125 Гц увеличивалось на 20 % по сравнению со временем реверберации на частоте 500 Гц. Большое значение приобретает необходимость получения высокой степени диффузности звукового поля.
Характерная форма многих залов – овальная с использованием многоярусной системы для обеспечения минимального удаления последнего ряда от сцены и создания диффузного поля.
Требования к структуре звуковых отражений не столь однозначны, как в залах для речевых программ. Увеличение интенсивности прямого звука и малозапаздывающих отражений, приводящее к большой ясности звучания, является положительным фактором для разборчивости речи. В случае слишком большой ясности звучания снижается пространственное впечатление при восприятии музыки. В свою очередь рост пространственного впечатления, связанный с несколько большим временем запаздывания отражений и с большим временем реверберации, может вызвать некоторую потерю ясности звучания.
Повышения ясности звучания при одновременном увеличении пространственного впечатления можно добиться путем увеличения энергии отражений от боковых стен (рис. 10.3). Запаздывание этих отражений должно находиться в диапазоне 0,025–0,08 с.
Рисунок 10.3 - Благоприятные очертания боковых стен оперного театра
Примыкающие к порталу части потолка и стен часто делают в виде выпуклых звукоотражателей. При этом необходимо обеспечить правильный баланс между звучанием голоса певца со сцены и звучанием оркестра, расположенного в оркестровой яме. Оркестр, акустическая мощность которого существенно превосходит мощность человеческого голоса, не должен «подавлять» певца. Необходимо создать условия взаимной слышимости музыкантов, а также музыкантов и певцов. Успешное решение этих задач связано с правильным выбором форм припортальной зоны зала. На рис. 10.4 показан удачный вариант козырька над порталом.
По аналогичным соображениям боковые припортальные стены не должны сильно раскрываться в сторону зала. Желательно, чтобы их направление в плане было близким к продольной оси зала (см. рис. 10.3). Такая ориентация боковых стен позволяет также увеличить долю поступающих к слушателям боковых отражений.
Рисунок 10.4 – Благоприятная форма звукоотражающего козырька
над порталом
Созданию оптимального баланса между певцами и оркестром способствует также частичное перекрытие оркестровой ямы навесом со стороны сцены (см. рис. 3.1). Навес позволяет «приглушить» расположенные под ним громкие инструменты оркестра и способствует взаимной слышимости музыкантов.
Некоторые рекомендуемые характеристики зала: наибольшее расстояние от последнего ряда до плоскости портала – 35 м, высота – в пределах 10 м. Максимальная вместимость зала составляет 1500–1700 слушателей. Максимальный объем зала, соответствующего максимальной вместимости, составляет 10000 –12000 м3.
- Введение
- 1 Воздушный объем и пропорции зала
- 2 Форма зала в плане
- 3 Размещение зрительских мест
- 4 Размеры сцены, эстрады
- 5 Построение профиля пола
- 6 Распределение отраженного звука
- 6.1 Формирование диффузного звукового поля
- 6.2 Формирование полезных ранних отражений
- 7 Оптимум реверберации
- 8 Расчет ожидаемого времени реверберации
- 9 Подбор и размещение звукопоглотителей
- 10 Особенности проектирования залов различного назначения
- 10.1 Лекционные залы
- 10.2 Залы драматических театров
- 10.3 Залы театров оперы и балета
- 10.4 Концертные залы
- 10.5 Залы многоцелевого назначения
- 10.6 Залы кинотеатров
- 10.7 Спортивные залы
- 10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
- 10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
- 11 Оформление и порядок выполнения работы
- Список источников информации
- Приложение а Звукопоглощающие свойства материалов и конструкций
- Приложение б Функция
- Содержание
- Навчальне видання