1 Воздушный объем и пропорции зала
Объем проектируемого зала назначается, исходя из нормируемого удельного объема на одного зрителя. При наличии сценической коробки общий объем зала принимается без учета сцены:
, (1.1)
где – удельный объем, м3/чел.; – количество зрителей.
Объем на одно зрительское место в залах различного назначения рекомендуется принимать по табл. 1.1.
При выборе основных размеров зала следует соблюдать следующие правила:
- отношение длины зала к его средней ширине принимается в пределах 1–2;
- отношение средней ширины зала к его средней высоте принимается в тех же пределах (в диапазоне 1-2), во всех случаях не превышает 3;
- длину залов (от задней стены до передней) рекомендуется принимать не более 28-30 м, в филармонических залах - не более 45 м, а в залах со сценической коробкой – не более 26-35 м (от задней стены до занавеса).
Если отношение длины зала к его ширине превышает 2, то степень диффузности звукового поля снижается. При указанном отношении, меньшем 1, увеличивается время запаздывания отражений от боковых стен, при этом ухудшается слышимость на боковых местах.
Таблица 1.1 – Удельный объем зала по [1]
Назначение зала | Рекомендуемый удельный объем, м3/чел. |
Концертный зал с органом и хором | 10-12 |
Концертный зал без органа, филармония | 8-9 |
Оперный театр | 6-7 |
Зал камерной музыки, оперетты | 6 |
Зал многоцелевого назначения | 4-6 |
Драматический театр | 5 |
Конференц-зал, лекционный зал, аудитория | 4 |
Гармоничные пропорции зала можно определить по величине его объема, используя модуль золотого сечения линейных размеров, соотношение которых близки к 3:5:8.
Модуль золотого сечения определяется по формуле
, (1.2)
где – требуемый объем зала, м3.
Линейные размеры зала принимаются приблизительно следующими: высота – ; ширина – ; длина – .
- Введение
- 1 Воздушный объем и пропорции зала
- 2 Форма зала в плане
- 3 Размещение зрительских мест
- 4 Размеры сцены, эстрады
- 5 Построение профиля пола
- 6 Распределение отраженного звука
- 6.1 Формирование диффузного звукового поля
- 6.2 Формирование полезных ранних отражений
- 7 Оптимум реверберации
- 8 Расчет ожидаемого времени реверберации
- 9 Подбор и размещение звукопоглотителей
- 10 Особенности проектирования залов различного назначения
- 10.1 Лекционные залы
- 10.2 Залы драматических театров
- 10.3 Залы театров оперы и балета
- 10.4 Концертные залы
- 10.5 Залы многоцелевого назначения
- 10.6 Залы кинотеатров
- 10.7 Спортивные залы
- 10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
- 10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
- 11 Оформление и порядок выполнения работы
- Список источников информации
- Приложение а Звукопоглощающие свойства материалов и конструкций
- Приложение б Функция
- Содержание
- Навчальне видання