7 Оптимум реверберации
Основным, хотя и не единственным, критерием акустических качеств помещения является частотная характеристика стандартного времени реверберации (времени, в течение которого средний уровень звукового давления в помещении снижается на 60 дБ после выключения источника звука). В дальнейшем термин «время реверберации» подразумевает стандартное.
Обеспечение акустического комфорта предполагает архитектурные решения, создающие условия для расчетного ожидаемого времени реверберации в пределах рекомендуемых нормами частотных характеристик оптимума (ЧХО) установленных в зависимости от функционального назначения помещения и его воздушного объема.
Расчет рекомендуемых пределов ЧХО выполняется для частот 125, 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц по формулам
; (7.1)
, (7.2)
где и – верхний и нижний пределы ЧХО, с, для частоты , Гц;
– оптимум реверберации, с, для частоты 500 Гц, рассчитываемый по формуле
, (7.3)
где и – коэффициенты, принимаемые по таблице 7.1; и – коэффициенты масштабирования ЧХО, принимаемые по графикам рис. 7.1 в зависимости от назначения помещения (табл. 7.1).
М – для музыкальных залов; Р – для речевых залов; СМ – для музыкальных студий; СР – для речевых студий
Рисунок 7.1 – Масштабирование оптимума реверберации по частотам
Графики рис. 7.1 построены по рекомендуемым в [3], [5]-[7] значениям с учетом допускаемый отклонений расчетного времени реверберации от оптимума ±10%.
Таблица 7.1 – Параметры оптимумов реверберации
№ п/п | Назначение помещения | Ссылки | Коэффициенты формулы (7.3) | ЧХО рис. 7.1 | |
|
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Органная и хоровая музыка, оратории | [1] | 0,59 | -0,18 | М |
2 | Симфоническая музыка | -«- | 0,45 | -0,03 | М |
3 | Оперная, камерная, сольная музыка | -«- | 0,37 | 0,07 | М |
4 | Залы многоцелевого назначения, музыкально-драматические театры | -«- | 0,31 | 0,10 | М |
5 | Лекционные залы, залы заседаний, драматические театры | -«- | 0,28 | 0,02 | Р |
6 | Многоцелевые залы, оборудованные системами звукоусиления | [2] | 0,25 | 0,15 | М |
7 | Универсальные залы с кинопоказом | -«- | 0,34 | 0 | Р |
8 | Кинотеатры с многоканальным звуковоспроизведением (Dolby Surround) | [3] | 0,40 | -0,65 | Р |
9 | Залы судов, залы собраний | [4] | 0,37 | -0,14 | Р |
10 | Учебные аудитории (кроме музыкальных). Групповые детских садов | -«- | 0,32 | -0,17 | Р |
11 | Репетиционные аудитории музыкальных учебных заведений | -«- | 0,37 | -0,14 | М |
12 | Помещения с воспроизведением малых музыкальных форм (рестораны, варьете, кафе и т.п.) | -«- | 0,31 | 0,10 | М |
13 | Помещения для использования только электроакустической музыки (дискотеки, танцзалы и т.п.) | -«- | 0,32 | -0,17 | М |
14 | Спортзалы без зрителей объемом 400≤V<2000 м3 | [5] | 0,14 | 0,94 | Р |
15 | То же объемом 2000≤V<10000 м3 | -«- | 0,43 | -0,02 | Р |
16 | Спортзалы игровых видов спорта со зрителями объемом V≥10000 м3 | -«- | 0,46 | -0,14 | Р |
17 | Залы для видов спорта, требующих музыкального сопровождения со зрителями объемом V≥10000 м3 | -«- | 0,46 | -0,14 | М |
Продолжение таблица 7.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
18 | Залы плавательных бассейнов со зрителями V≥10000 м3 | -«- | 0,37 | 0,07 | Р |
19 | Радио- телестудии для концертных программ | [3] | 0,50 | 0,10 | СМ |
20 | То же для малых музыкальных форм | -«- | 0,45 | 0,30 | СМ |
21 | То же для речевых программ | -«- | 0,40 | 0,40 | СР |
22 | Концертные студии звукозаписи 1500≤V≤3000 м3 | [6] | 0,22 | -0,03 | СМ |
23 | Малые музыкальные студии звукозаписи 200≤V≤500 м3 | -«- | 0,21 | -0,10 | СМ |
24 | Речевые студии звукозаписи, дикторские, комментаторские и т.п. | -«- | 0,19 | -0,14 | СР |
- Введение
- 1 Воздушный объем и пропорции зала
- 2 Форма зала в плане
- 3 Размещение зрительских мест
- 4 Размеры сцены, эстрады
- 5 Построение профиля пола
- 6 Распределение отраженного звука
- 6.1 Формирование диффузного звукового поля
- 6.2 Формирование полезных ранних отражений
- 7 Оптимум реверберации
- 8 Расчет ожидаемого времени реверберации
- 9 Подбор и размещение звукопоглотителей
- 10 Особенности проектирования залов различного назначения
- 10.1 Лекционные залы
- 10.2 Залы драматических театров
- 10.3 Залы театров оперы и балета
- 10.4 Концертные залы
- 10.5 Залы многоцелевого назначения
- 10.6 Залы кинотеатров
- 10.7 Спортивные залы
- 10.8 Телевизионные и радиовещательные студии
- 10.9 Студии звукозаписи, дикторские кабины
- 11 Оформление и порядок выполнения работы
- Список источников информации
- Приложение а Звукопоглощающие свойства материалов и конструкций
- Приложение б Функция
- Содержание
- Навчальне видання