3. Органы государственного финансового контроля.
Состав органов финансового контроля определяется государственным устройством, функциями отдельных государственных органов, закрепленных в Конституции РФ.
Это предопределяет контроль за финансовой деятельностью:
органов исполнительной власти — со стороны Президента РФ;
органов законодательной власти.
В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной властей, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.
Президентский контроль осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам, назначения на должность и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Банка России.
В состав Администрации Президента РФ входит Главное контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, но вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента РФ.
Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) органы власти осуществляют:
предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других нормативных актов, посвященных финансовым вопросам;
текущий контроль — при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях парламентских комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль — при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета, подготовленных органами исполнительной власти.
В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с государственными финансами. К их функциям относятся проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, контроль за рациональным использованием государственных средств.
В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделено: Министерство финансов РФ, включая федеральные службы. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также представляет Счетной палате РФ информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.
Органы государственного финансового контроля:
1) Счетная палата РФ - независимый от Правительства РФ орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Счетную палату РФ возглавляет председатель, назначаемый Государственной Думой сроком на шесть лет. Коллегия Счетной палаты РФ помимо председателя состоит из 12 аудиторов.
Текущую контрольную работу выполняет аппарат — инспекторы Счетной палаты РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты РФ — контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.
Контролю подлежат все юридические лица:
государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России;
органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые компании и др;
негосударственные некоммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности.
Задачи Счетной палаты РФ:
организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе;
определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета;
контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;
контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга;
контроль за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга;
оценка эффективности использования иностранных займов, кредитов, получаемых Правительством РФ.
Права Счетной палаты РФ:
давать указания, обязательные для исполнения;
принимать решения о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица.
Деятельность Счетной палаты РФ является гласной.
2) Контрольное управление Президента РФ. (далее — Управление) действует как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента РФ и проводит от имени и по поручению Президента РФ президентский контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ.
Основная задача Управления — подготовка для Президента РФ по результатам контроля информации:
о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц по исполнению Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;
об исполнении Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента РФ;
о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;
о деятельности дипломатических, торговых представительств и других учреждений Российской Федерации за рубежом.
Основные функции Управления:
готовит и представляет Президенту РФ аналитическую информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по исполнению Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ;
проводит проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, их руководителей и аппарата, а также учреждений и организаций;
осуществляет проверки деятельности подразделений Администрации Президента РФ;
рассматривает жалобы и обращения граждан, предприятий, учреждений и организаций;
анализирует деятельность специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений на местах;
обобщает практику применения законодательства РФ в сфере контрольной деятельности и вносит предложения по его совершенствованию;
осуществляет сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной деятельности, изучает практику реализации контрольных функций и структуре президентской власти других государств;
проводит мероприятия по профессиональной подготовке и переподготовке кадров Управления.
Права Управления:
требовать от руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимые документы, материалы и письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проверок в соответствии с задачами Управления;
привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных и специальных органов контроля, а также специалистов федеральных органов исполнительной власти, запрашивать в указанных органа информацию о доходах проверяемых должностных лиц;
привлекать к работе на договорной основе научные учреждения, отдельных ученых и специалистов;
пользоваться информационными банками данных Администрации Президента РФ;
вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок;
докладывать Президенту РФ о несвоевременном или неполном выполнении поручений, содержащихся в указах и распоряжениях Президента РФ, и запрашивать от соответствующих должностных лиц объяснения причин этих нарушений.
3) Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными, конституционными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
Федеральной налоговой службы;
Федеральной службы страхового надзора;
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
Федерального казначейства (федеральной службы).
Основные задачи Министерства финансов РФ:
совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
разработка проекта федерального бюджета;
составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
• разработка программ государственных заимствований управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики Российской Федерации, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития Российской Федерации;
разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;
исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета.
Контрольные полномочия распространяются только на финансы федерального уровня.
4) Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору:
• за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов;
за государственной регистрацией юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
- Тема № 1: Социально-экономическая сущность финансов и элементы финансовой системы России.
- 1. Сущность, возникновение и функции финансов.
- 2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
- 3. Понятие финансовой системы.
- 4. Основные элементы финансовой системы.
- Тема № 2: Финансовая политика и ее типы.
- 1. Сущность финансовой политики.
- Типы финансовой политики.
- 3. Финансовый механизм как форма реализации финансовой политики.
- Тема №3: Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления.
- 1. Сущность и принципы организации финансового контроля.
- 2. Виды и методы финансового контроля.
- 3. Органы государственного финансового контроля.
- 5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
- 6) Федеральное казначейство.
- 7) Федеральная служба страхового надзора.
- Тема №4: Социально-экономическая роль и сущность бюджета, бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 1. Сущность бюджета и его функции.
- 2. Бюджетный федерализм и принципы построения бюджетной системы.
- 3. Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы рф.
- 4. Принципы бюджетной системы рф.
- Единства бюджетной системы Российской Федерации
- Разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
- Самостоятельности бюджетов
- Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов
- Сбалансированности бюджета
- Результативности и эффективности использования бюджетных средств
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов поступающими доходами
- Достоверности (реалистичности) бюджета
- Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Принцип подведомственности расходов бюджетов
- Тема №5: Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- Бюджетный процесс и его участники.
- Бюджетные полномочия законодательных органов.
- Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
- Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета
- Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета
- Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф
- Бюджетные полномочия Федерального казначейства
- Тема № 6: Государственные внебюджетные фонды.
- 1. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Виды государственных внебюджетных фондов.
- 1. Пенсионный фонд рф.
- 2. Фонд социального страхования рф
- 3. Фонды обязательного медицинского страхования рф
- Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов рф. Доходы бюджета Пенсионного фонда рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Фонда социального страхования рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- Неналоговые доходы:
- Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Тема № 7: Финансы коммерческих организаций.
- Сущность финансов коммерческих организаций.
- Функции финансов коммерческих организаций.
- Принципы организации финансов коммерческих организаций.
- Тема №8: Особенности финансовых отношений организаций разных организационно-правовых форм.
- Формы предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
- Финансы хозяйственных товариществ.
- Финансы хозяйственных обществ.
- Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Тема № 9: Сущность и роль страхования в системе финансовых отношений. План.
- 1. Страхование как финансовая категория: сущность и функции.
- 2. Виды, формы и финансовые результаты страховой деятельности.
- 3. Характеристика структуры страхового рынка и принципов его функционирования в рф.
- Тема № 10: Международные финансовые институты.
- Международный валютный фонд.
- Международный банк реконструкции и развития.
- Европейский банк реконструкции и развития.
- Лондонский клуб кредиторов.
- Парижский клуб кредиторов.
- Тема № 11: Международный кредит.
- Понятие международного кредита.
- Функции международного кредита.
- Роль международного кредита.
- Формы международного кредита.