1. Сущность и принципы организации финансового контроля.
Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов, а также совокупность действий по проверке законности, эффективности использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль отличается от прочих видов контроля в экономике (налогового, таможенного, экологического, санитарного и др.) тем, что по своей природе является стоимостным контролем, поскольку проводится во всех сферах общественного хозяйства.
Объекты финансового контроля — это финансовые показатели деятельности (прибыль, себестоимость, рентабельность, платежеспособность и т.д.) предприятий всех организационно-правовых форм.
Задачи финансового контроля:
• способствовать эффективному и рациональному использованию финансовых ресурсов предприятия;
выявлять внутрипроизводственные финансовые резервы, с помощью которых можно увеличить объемы получаемой прибыли;
способствовать оптимальному формированию финансовых ресурсов предприятия, т.е. соотношению собственных и заемных финансовых средств (кредит, спонсорские деньги);
обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов деятельности предприятий;
осуществлять контроль за всей финансовой дисциплиной предприятия.
Финансовый контроль многоуровневый и всесторонний.
Реализация финансового контроля осуществляется в экономике на определенных уровнях. В связи с этим выделяют:
контроль на государственном уровне;
контроль на уровне предприятий.
Государственный финансовый контроль предназначен для проверки исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также финансовой деятельности государственных унитарных предприятий.
Государственный финансовый контроль — система государственных мер конкретных органов власти и управления, направленных:
на соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
на эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
на выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;
на успешную реализацию межбюджетных отношений, эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
на пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам, компенсацию последствий незаконных действий;
на улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.
Финансовый контроль на уровне предприятий, т.е. за деятельностью предприятий, направлен:
на проверку эффективности использования денежных средств (собственных, заемных и привлеченных) предприятий;
на анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с запланированными;
выявление внутрипроизводственных резервов роста прибыли предприятий;
на определение правильности и достоверности финансовой отчетности;
на улучшение финансовой дисциплины предприятий.
В 1977 г. Международная организация высших органов финансового контроля приняла Лимскую декларацию, в которой изложены основные принципы организации финансового контроля. Декларацию подписали 178 стран, которые неукоснительно должны соблюдать принятые принципы. Основные принципы:
независимость;
объективность и компетентность;
гласность;
результативность;
четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
неподкупность субъектов контроля;
обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);
презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;
согласованность действий различных контролирующих органов и др.
Независимость контроля должна быть обеспечена:
финансовой самостоятельностью контрольного органа;
длительными полномочиями руководителей органов контроля и конституционным характером этих полномочий.
финансовой независимостью контрольных органов;
отсутствием постороннего влияния на контролеров и связью с контролируемыми организациями.
В соответствии с этой Декларацией учреждение высшего контрольного органа и необходимая степень его независимости должны быть заложены в конституции.
Кроме того, в стране должна присутствовать соответствующая юридическая защита, которая гарантирует невмешательство в деятельность контрольных органов.
Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Объективность и компетентность проверяющих означает, что они имеют соответствующую профессиональную подготовку и в момент проверки проводят объективный финансовый контроль на основе имеющейся финансовой документации.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации. Гласность проведения финансового контроля в Европе означает, что после его проведения информация о допущенных нарушениях становится достоянием общественности.
Результативность контроля зависит от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, а также от регламента ревизий и проверок. Порядок и последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета.
В соответствии с Декларацией члены и сотрудники контролирующих органов должны иметь квалификацию и быть честными, иметь теоретическую подготовку и быть работоспособными».
Декларация требует, чтобы максимальное внимание уделялось дальнейшей теоретической и профессиональной подготовке всех сотрудников, что должно поощряться всеми возможными финансовыми средствами.
Для обеспечения подбора кадров высокой квалификации уровень их заработной платы должен соответствовать специальным требованиям, которые предъявляются к кадрам по роду их деятельности.
- Тема № 1: Социально-экономическая сущность финансов и элементы финансовой системы России.
- 1. Сущность, возникновение и функции финансов.
- 2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
- 3. Понятие финансовой системы.
- 4. Основные элементы финансовой системы.
- Тема № 2: Финансовая политика и ее типы.
- 1. Сущность финансовой политики.
- Типы финансовой политики.
- 3. Финансовый механизм как форма реализации финансовой политики.
- Тема №3: Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления.
- 1. Сущность и принципы организации финансового контроля.
- 2. Виды и методы финансового контроля.
- 3. Органы государственного финансового контроля.
- 5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
- 6) Федеральное казначейство.
- 7) Федеральная служба страхового надзора.
- Тема №4: Социально-экономическая роль и сущность бюджета, бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 1. Сущность бюджета и его функции.
- 2. Бюджетный федерализм и принципы построения бюджетной системы.
- 3. Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы рф.
- 4. Принципы бюджетной системы рф.
- Единства бюджетной системы Российской Федерации
- Разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
- Самостоятельности бюджетов
- Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов
- Сбалансированности бюджета
- Результативности и эффективности использования бюджетных средств
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов поступающими доходами
- Достоверности (реалистичности) бюджета
- Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Принцип подведомственности расходов бюджетов
- Тема №5: Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- Бюджетный процесс и его участники.
- Бюджетные полномочия законодательных органов.
- Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
- Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета
- Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета
- Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф
- Бюджетные полномочия Федерального казначейства
- Тема № 6: Государственные внебюджетные фонды.
- 1. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Виды государственных внебюджетных фондов.
- 1. Пенсионный фонд рф.
- 2. Фонд социального страхования рф
- 3. Фонды обязательного медицинского страхования рф
- Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов рф. Доходы бюджета Пенсионного фонда рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Фонда социального страхования рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- Неналоговые доходы:
- Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Тема № 7: Финансы коммерческих организаций.
- Сущность финансов коммерческих организаций.
- Функции финансов коммерческих организаций.
- Принципы организации финансов коммерческих организаций.
- Тема №8: Особенности финансовых отношений организаций разных организационно-правовых форм.
- Формы предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
- Финансы хозяйственных товариществ.
- Финансы хозяйственных обществ.
- Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Тема № 9: Сущность и роль страхования в системе финансовых отношений. План.
- 1. Страхование как финансовая категория: сущность и функции.
- 2. Виды, формы и финансовые результаты страховой деятельности.
- 3. Характеристика структуры страхового рынка и принципов его функционирования в рф.
- Тема № 10: Международные финансовые институты.
- Международный валютный фонд.
- Международный банк реконструкции и развития.
- Европейский банк реконструкции и развития.
- Лондонский клуб кредиторов.
- Парижский клуб кредиторов.
- Тема № 11: Международный кредит.
- Понятие международного кредита.
- Функции международного кредита.
- Роль международного кредита.
- Формы международного кредита.