logo
Лекции по дисциплине Финансы

Международный валютный фонд.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после Второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организованные на основе Бреттон-Вудского соглашения. Россия вступила в эти организации в 1992 г.

МВФ и МБРР имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому для взноса в капитал определяют возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена.

Капитал МВФ складывается из взносов в соответствии с установленными квотами участников. Размер взносов зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Квоты стран — членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% — СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% — национальной валютой). Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле. Наибольшим числом голосов (более 190) обладают США и страны Европейского Союза.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

• содействие сбалансированному росту международной торговли;

• предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

• отмена валютных ограничений;

• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе Фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

• лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

• Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.