logo
Лекции по дисциплине Финансы

3. Органы государственного финансового контроля.

Состав органов финансового контроля определяется государ­ственным устройством, функциями отдельных государственных органов, закрепленных в Конституции РФ.

Это предопределяет контроль за финансовой деятельностью:

В рамках бюджетного процесса многие его участники наделя­ются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной властей, специализированные контрольные органы, а также рас­порядители бюджетных средств.

Президентский контроль осуществляется в соответствии с Кон­ституцией РФ путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам, назначения на должность и освобождения от должности министра финансов, представления Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Банка России.

В состав Администрации Президента РФ входит Главное кон­трольное управление, которое также наделено рядом полномо­чий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санк­ции, но вправе направлять предписания об устранении финансо­вых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента РФ.

Важной формой финансового контроля в России и за рубежом является парламентский контроль.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ законодательные (представительные) органы власти осуществляют:

В обеих палатах Федерального Собрания имеются специальные комитеты, отвечающие за рассмотрение вопросов, связанных с го­сударственными финансами. К их функциям относятся проверка доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной год, подготовка заключения на проект бюджета, кон­троль за рациональным использованием государственных средств.

В системе исполнительной власти контрольными полномочия­ми наделено: Министерство финансов РФ, включая федеральные службы. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность ми­нистерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также представляет Счетной палате РФ информацию, необходи­мую для осуществления ею контрольных полномочий.

Органы государственного финансового контроля:

1) Счетная палата РФ - независимый от Правительства РФ ор­ган государственного финансового контроля, наделенный ши­рокими полномочиями и подотчетный Федеральному Собра­нию РФ.

Счетную палату РФ возглавляет председатель, назначаемый Государственной Думой сроком на шесть лет. Коллегия Счетной палаты РФ помимо председателя состоит из 12 аудиторов.

Текущую контрольную работу выполняет аппарат — инспек­торы Счетной палаты РФ.

Сфера полномочий Счетной палаты РФ — контроль за феде­ральной собственностью и федеральными денежными средства­ми.

Контролю подлежат все юридические лица:

Задачи Счетной палаты РФ:

Права Счетной палаты РФ:

Деятельность Счетной палаты РФ является гласной.

2) Контрольное управление Президента РФ. (далее — Управле­ние) действует как система обеспечения конституционных кон­трольных полномочий Президента РФ и проводит от имени и по поручению Президента РФ президентский контроль за исполне­нием федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, зако­нов РФ, указов и распоряжений Президента РФ.

Основная задача Управления — подготовка для Президента РФ по результатам контроля информации:

Основные функции Управления:

Права Управления:

3) Министерство финансов РФ — федеральный орган исполни­тельной власти. В своей деятельности руководствуется Конститу­цией РФ, федеральными, конституционными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и кон­троль деятельности находящихся в его ведении:

Основные задачи Министерства финансов РФ:

• разработка программ государственных заимствований управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

Контрольные полномочия распространяются только на финан­сы федерального уровня.

4) Федеральная налоговая служба руководствуется в своей дея­тельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договора­ми Российской Федерации, нормативными правовыми актами.

Федеральная налоговая служба является федеральным орга­ном исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору:

• за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

Федеральная налоговая служба ведет деятельность непосред­ственно и через свои территориальные органы во взаимодей­ствии с другими федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организа­циями.