logo search
лекции по статистике фик

Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.

Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих де­фицит государственного бюджета; анализ источников финансиро­вания государственного бюджета и т.д.

Временной анализ показателей государственного бюджета пред­полагает построение динамических рядов. При этом принципиаль­ным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюд­жетных показателей, отражаемых в рядах динамики, поскольку бюд­жетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпе­вает более или менее существенные изменения. Сопоставимость уров­ней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и рас­ходов государственного бюджета за предшествующие годы соглас­но действующей в данный момент классификации (т.е. той, на основе которой осуществлена группировка данных за последний год, вклю­ченных в рассматриваемый ряд динамики). Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики бюджетных показате­лей в последнее время являются также меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопостави­мость данных можно либо путем замены абсолютных показателей государственного бюджета относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каж­дого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюд­жета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о струк­турных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета. Показатели дефицита государственного бюджета характеризу­ют результаты финансовой деятельности государства. Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с пока­зателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является ха­рактеристикой финансового положения страны. Если отношение бюджетного дефицита к показателю ВВП не превышает 3%, финан­совое положение страны считается нормальным.

В целях характеристики масштабов перераспределительных про­цессов в стране посредством государственного вмешательства рассчи­тывают отношение доходов государственного бюджета к уровню ВВП.

Статистические данные о государственном бюджете позволя­ют анализировать величину задолженности по налоговым плате­жам, а также недоимки по отдельным видам налогов.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов (относитель­ных величин динамики), позволяющих сделать вывод об интен­сивности изменения показателей во времени. Кроме того, исчис­ляются темпы прироста показателей.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тен­денцию изменения отдельных показателей государственного бюд­жета во времени. В этом случае прибегают к аналитическому вы­равниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики государственного бюджета явля­ются изучение и анализ закономерностей формирования и расхо­дования средств государственного бюджета на всех уровнях бюд­жетной системы.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономи­ческие показатели:

• объем валового внутреннего продукта;

• объем использованного национального дохода;

• объем налоговых поступлений в государственный бюджет и т.д. К числу факторов, существенно влияющих на изменение объе­ма налоговых доходов государственного бюджета, относится из­менение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых от­числений по одному виду налога в отчетном периоде по сравне­нию с базисным за счет двух факторов (изменения объема нало­говой базы и изменения налоговой ставки) может быть исчисле­но по формуле:

DНО=НО1-НО0 = DНОНС+DНОНБ,

где DНО — абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным;

НО0 и HO1 — объем налоговых отчислений в базисном и отчетном периодах;

DНОНС — абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой ставки;

DНОНБ — абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет изменения налоговой базы.

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений за счет изменения величины налоговой ставки исчисляется по формуле:

DHOНС = (HC1-HC0)×HБ1.

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений за счет изменения величины объема налоговой базы:

DНОНБ=(НБ1-НБ0)×НС0,

Доля дополнительных отчислений в бюджет определяется по формулам:

а) за счет изменения налоговой ставки

б) за счет изменения объема налоговой базы

Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансиро­вания и определение роли каждого источника в покрытии дефи­цита государственного бюджета. В 1997 г. внутреннее финансиро­вание составило 46,2% уровня общего финансирования, а внеш­нее финансирование — 56,4%. Подавляющая часть внутреннего финансирования осуществлялась за счет государственных казна­чейских обязательств. Кредиты международных финансовых орга­низаций составили 26,8%, а кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм — 30,6%.

Система показателей, характеризующих развитие экономики, включает результаты деятельности на всех уровнях производства. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения и других хозяйствующих субъектов, а также в разрезе секторов отраслей и экономики в целом.

Система статистических показателей необходима для достовер­ной оценки результатов функционирования и прогнозирования дальнейшего развития экономики страны.

Показатели результатов функционирования экономики в целом на макроуровне принято называть макроэкономическими показате­лями. Они определяются на основе системы национальных счетов (СНС) и характеризуют различные стадии экономической деятель­ности: производство товаров и услуг, образование и распределение доходов и их конечное использование.

Стадия производства характеризуется следующими показателями: валовой выпуск (ВВ), промежуточное потребление (ПП), валовая добавленная стоимость (ВДС) и валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск — это суммарная стоимость всех произведен­ных товаров и услуг за год в экономике, имеющих рыночный и не­рыночный характер.

Товары и услуги оцениваются по основным ценам, т.е. ценам, по которым они продаются, поэтому валовой выпуск в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление определяется как стоимость това­ров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (аморти­зация) не входит в промежуточное потребление.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) исчисляется на уровне от­раслей экономики как разность между валовым выпуском товаров, услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» означает то, что показатель включает потребленную в процессе производст­ва стоимость основного капитала.

В системе национальных счетов валовая добавленная стоимость оценивается в основных ценах, т.е. в ценах, включающих субсидии на продукты, но не включающих налоги на продукты.

Налоги на продукты включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг:

налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и др. На­логи на импорт — это налоги на импортируемые товары и услуги.

Термин «чистые» налоги на продукты и импорт (ЧНП) и (ЧНИ) в данном случае означает, что налоги показаны за вычетом соот­ветствующих субсидий.

Субсидии (С) — текущие некомпенсируемые выплаты из феде­рального бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг.

ВДС (в основных ценах) = (ВВ - ПП) - косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.

ВДС (в рыночных ценах) = ВДС (в основных ценах) + ЧНП + ЧНИ,

ЧНП=НП-С,

ЧНИ = НИ-С,

где ЧНП, ЧНИ — чистые налоги на продукты и импорт,

НП и НИ — налоги на продукты и импорт,

С — субсидии.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является основным эконо­мическим индикатором в зарубежной и отечественной статистике. ВВП — показатель стоимости товаров и услуг, созданной в резуль­тате производственной деятельности институциональных единиц на экономической территории данной страны, как правило, за год.

Существуют три способа расчета ВВП, характеризующие каждую из трех фаз процесса производства:

производственный ВВП (на стадии производства);

распределительный (ВВП на стадии образования первичных доходов);

по элементам конечного использования (ВВП на стадии конечного использования).

Основными способами выступают производственный и по элементам конечного использования. Распределительный метод определения ВВП получил наименьшее распространение в статистической практике из-за особенностей своего расчета.

ВВП на стадии производства рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей и секторов экономики в ры­ночных ценах (включая налоги на продукты и импорт без НДС), или как разность между валовым выпуском товаров и услуг (ВВ) в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением (ПП) – с другой стороны:

ВВП = ВВ – ПП

ВВП в основных ценах = S ВДС в основных ценах.

При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. в ценах, не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты (ЧНП) и импорт (ЧПИ):

ВВП = S ВДС + ЧНП + ЧНИ.

Производственный метод расчета ВВП имеет важное значение в анализе результатов функционирования экономики в целом и ее отдельных секторов. Он позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валового накопления (ВН) и чистого экспорта (ЧЭ):

ВВП = КП + ВН + ЧЭ.

Конечное потребление продуктов и услуг складывается из рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств, государствен­ных учреждений, некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства.

Валовое накопление рассчитывается как сумма валового накоп­ления основного капитала, изменения запасов материальных обо­ротных средств и чистого приобретения ценностей. Прирост основ­ного капитала приравнивается к общему объему капитальных вло­жений за счет всех источников финансирования.

Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом и включает в себя оборот российской торговли со странами как дальнего, так и ближ­него зарубежья.

Данный метод расчета ВВП отражает структуру его использования, роль ВВП в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.

Для оценки качества расчетов, проводимых в СНС, используют специфический показатель — статистическое расхождение между произведенным и использованным ВВП. Он показывает расхождение между объемами ВВП, рассчитанными различными способами: на стадии производства и на стадии использования. Расхождение может возникнуть из-за многих объективных и субъективных причин. К основным причинам возникновения статистического расхождения относятся: недостаток необходимой информации, определенные ме­тодологические неточности, связанные с переходным характером со­временной российской экономики и общей незавершенностью сис­темы национальных счетов. В международной практике принято счи­тать допустимым уровнем погрешности статистическое расхождение, составляющее не более 5% ВВП.

Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный метод) является одним из трех методов исчисления ВВП, применяемых Госкомстатом России в рамках расчетов по СНС. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, ряд показателей (в частности, валовые смешанные доходы) исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Данный метод используется Госкомстатом России только для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам, а не для определения его номинального объема и динамики.

Стадия образования доходов в СНС характеризуется следующи­ми показателями:

• оплата труда наемных работников (ОТ);

• налоги на производство и импорт (включая налоги на продук­ты) (НП);

• другие налоги на производство (ДНП);

• субсидии на производство и импорт;

• валовая прибыль экономики / валовой смешанный доход (ВПЭ / ВСД).

Таким образом, ВВП на стадии образования доходов равен сумме:

ВВП = ОТ + ЧНП + ЧНИ + ДНП + ВПЭ / ВСД.

Валовая прибыль экономики (ВПЭ) — макроэкономический по­казатель, характеризующий превышение доходов над расходами, которые предприятия имеют в результате производства до вычета явных или скрытых процентных издержек, арендной платы или других доходов от собственности.

Показатель ВПЭ рассчитывается балансовым путем и определя­ется как валовая добавленная стоимость (ВДС) за вычетом оплаты труда наемных работников (ОТ) и других чистых налогов на производство (ДЧНП):

впэ = вдс – от - дчнп.

Чистая прибыль экономики (ЧПЭ) — это показатель макроэко­номической прибыли в СНС, который рассчитывается путем вычитания потребления основного капитала (ПОК) из валовой прибыли экономики:

ЧПЭ = ВПЭ - ПОК.

Индекс-дефлятор ВВП — отношение ВВП измеренного в текущих ценах к объему ВВП, исчисленного в постоянных ценах базисного периода. Индекс-дефлятор ВВП рассчитывается по структуре веса отчетного периода, характеризует среднее изменение цен на добав­ленную стоимость, созданную во всех отраслях экономики (включая рыночные и нерыночные услуги), и чистых налогов на продукты и импорт.

Для обобщающей характеристики экономики региона рассчиты­вается показатель валовой региональный продукт (ВРП). Расчеты ВРП осуществляются производственным методом как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной на территории региона за определенный период.

Валовой национальный доход (ВНД) равен сумме ВВП в рыноч­ных ценах плюс доходы от собственности, полученные от «осталь­ного мира», минус соответствующие им потоки, переданные «осталь­ному миру».

Чистый национальный доход (ЧНД) в рыночных ценах получа­ется в результате вычитания потребления основного капитала (ПОК) из валового национального дохода:

ЧНД = ВНД - ПОК.

Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в ре­зультате его физического и морального износа, случайных повреж­дений.

Располагаемый доход образуется в результате распределения и перераспределения доходов и предназначен для конечного потреб­ления и сбережения.

Располагаемый национальный доход (РНД) в рыночных ценах представляет собой ЧНД плюс чистые текущие трансферты из-за гра­ницы (т.е. дарения, пожертвования, гуманитарная помощь, а также аналогичные перераспределительные поступления из-за границы за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за границу).

Валовой располагаемый доход (ВРД) равен ВНД в рыночных ценах плюс (минус) текущие трансферты, полученные от «остального мира» и переданные «остальному миру».

Чистый располагаемый доход (ЧРД) представляет собой разность между ВРД и потреблением основного капитала (ПОК):

ЧРД = ВРД - ПОК.

Сбережение — часть ВРД, которая не входит в конечное потреб­ление товаров и услуг. В экономическом смысле она соответствует сложившемуся в отечественной практике показателю «Накопление». Сбережение определяется как разность между суммой текущих до­ходов и расходов.

Валовое сбережение (ВС) — сбережение до вычета потребления основного капитала, равное сумме валовых сбережений всех секто­ров экономики.

Валовое накопление в целом по экономике включает валовое на­копление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.