logo
лекции по статистике фик

Тема 3. Статистика государственного бюджета и внебюджетных фондов Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета.

Государственные финансы — важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Задача государственных финансов состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средства­ми, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Предметом статистического изучения являются государствен­ные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняю­щие специфические функции: бюджеты разных уровней государ­ственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Важной задачей статистики государственных финансов явля­ется изучение количественных закономерностей массовых процес­сов, происходящих при формировании и расходовании государ­ственных финансов.

Статистическое изучение государственных финансов предпо­лагает определение объема государственных финансов, их струк­туры, динамики структурных сдвигов, происходящих в строе­нии государственных финансов под воздействием экономических изменений; выявление факторов, влияющих на формирование и расходование государственных финансов и их составных частей.

Информационной базой статистики государственных финан­сов является совокупность отчетностей Минфина РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов.

Государственный бюджет — основной элемент государственных финансов. В узком смысле слова статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета.

Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы — бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.

Государственный бюджет позволяет государству сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Он является законодательно установлен­ной финансовой базой государства, основным финансовым планом образования и использования бюджетного фонда. Основные показатели государственного бюджета строятся исходя из потреб­ностей экономики и в соответствии с задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития.

Статистические методы позволяют осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств госу­дарственного бюджета, изучать структуру и динамику бюджетных статей, анализировать в динамике соотношение отдельных статей, выявлять закономерности распределения и характеризовать свя­зи между показателями доходов и расходов.

Основными задачами статистики государственного бюджета на этапе интеграции России в мировое экономическое сообщество являются:

• дальнейшее приведение действующей бюджетной классифи­кации в соответствие с существующими международными стандартами;

• определение объема и динамики доходов и расходов государ­ственного бюджета;

• изучение структуры источников доходов и направлений рас­ходов средств государственного бюджета;

• анализ исполнения государственного бюджета на всех уров­нях управления;

• определение объема государственного внутреннего долга, его структуры и динамики;

• изучение сети, штатов и контингентов бюджетных учрежде­ний.

Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государ­ственного бюджета, представляемых Минфином РФ: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о финансовых резуль­татах»; форма № 3 «Отчет о движении капитала»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; форма № 2-2 «О составлении квар­тальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюд­жетной организации»; форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы до­ходов и расходов бюджетной организации, переведенной на но­вые условия хозяйствования»; форма 2-2 «Отчет об использова­нии бюджетных ассигнований организацией, предприятием»; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; формы 4,4-сводная «Отчет об исполнении сме­ты по внебюджетным средствам»; «Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам».

Основы бюджетной классификации

Бюджетная классификация — это основной методологический документ, на основе которого должны составляться и исполнять­ся бюджеты. Задачей статистики в области классификации госу­дарственных бюджетов являются осуществление группировки ос­новных операций сектора государственного управления и созда­ние аналитической базы для определения потребности этих органов в расходах, кредитах и возможности их удовлетворения за счет имеющихся в наличии финансовых ресурсов без привлече­ния заемных или накопленных за прошлые периоды средств.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления (государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и занятые в сферах общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), направлена на выполнение функций государственного управления, заключающихся в предоставлении услуг нерыночного (коллективного) характера, а также в перераспределении доходов и национального богатства. В основном перераспределение доходов происходит посредством налогообложения институциональных единиц других секторов экономики, а также путем предоставления пенсий, пособий и других социальных выплат.

Характер системы статистических показателей государствен­ного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опи­рается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций, которые осуществляются учреждениями государ­ственного управления с институциональными единицами других секторов экономики. К ним относятся:

поступления или платежи;

поступления (платежи) возвратные и невозвратные;

поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

поступления (платежи) текущие и капитальные;

приобретение финансовых активов или принятие обяза­тельств;

приобретение финансовых активов с целью проведения госу­дарственной политики или управления ликвидностью.

Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлени­ям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвоз­мездные поступления относятся к невозвратным операциям. При­обретение финансовых активов, принятие обязательств относятся ко всем возвратным операциям. Последняя позиция касается толь­ко операций с государственными финансовыми активами.

Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксирован­ным сроком погашения (платежи в счет погашения кредитов в виде товаров и услуг; платежи в счет погашения кредитов; дарение или аннулирование по ссудам; рефинансирование кредитов; погаше­ние кредитов в форме государственных долговых обязательств). В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.

При невозвратных платежах или поступлениях обратный по­ток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует. Невозвратные платежи (поступления) могут быть возмездными либо безвозмездными. Возмездные невоз­вратные поступления (платежи) имеют место при наличии об­ратного потока товаров и услуг (бартер, товары и услуги в об­мен на сборы; доходы от собственности; дарения в виде товаров и услуг; государственные товары и услуги, предоставленные обществу).

Невозвратные платежи (поступления) считаются безвозмездными, если обратный поток товаров и услуг отсутствует (налоги; безвозмездные денежные трансферты и дарения; трансферты и да­рения в виде товаров и услуг).

Осуществление возмездных операций предполагает наличие платежей на условиях компенсации, а безвозмездная операция независимо от того, добровольная она (дарения) или обязательная (налоги), не предусматривает получения взамен эквивалента в ка­кой-либо форме.

Целевое назначение поступлений и платежей может быть свя­зано как с текущей деятельностью, так и с осуществлением капи­тальных затрат. К операциям с капиталом относятся поступления и платежи, имеющие целью приобретение, создание или продажу финансовых активов, срок использования которых в процессе про­изводства составляет более одного года. Земля и нематериальные активы включаются в капитальные активы. Безвозмездные плате­жи из государственных источников для приобретения капиталь­ных активов относят к официальным трансфертам капитала. К капитальным трансфертам относят безвозмездные платежи на приобретение капитальных активов, если они получены из негосударственных источников.

Среди возвратных финансовых операций различают два вида:

- операции, при которых возникают обязательства органов государ­ственного управления по отношению к другим секторам экономики

- операции, связанные с возникновением обязательств других секторов экономики по отношению к органам государственного управления.

В настоящее время Международный валютный фонд проводит пересмотр существующих стандартов сбора и обработки статистических показателей в области государственных финансов, пред­полагая перейти от регистрации денежных потоков по кассовому методу к регистрации по методу начислений.

Современная бюджетная классификация РФ, введенная в 1995 г., построена на основе анализа аналогичных классификаций других стран. В ней учтены рекомендации международных финан­совых организаций и принята во внимание российская специфи­ка. Отличительными чертами новой классификации являются бо­лее широкое число показателей, используемых в процессе постро­ения и исполнения бюджета, а также изменение общей структуры бюджетной классификации.

В существовавшей ранее бюджетной классификации отсутство­вали блоки «Финансирование бюджета» и «Государственный долг». Их введение связано с решением проблем осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением запасов золотовалютных резервов, изменением остатков средств на сче­тах бюджета и осуществлением контроля за изменением совокуп­ных долговых обязательств государства.

Классификация и показатели доходов государственного бюджета.

Классификация доходов государственного бюджета Российс­кой Федерации ориентирована на международную классификацию доходов государственного бюджета, согласно которой доходы бюджета — это обязательные невозвратные платежи, поступаю­щие в бюджет.

Доходы государственного бюджета делятся на текущие и ка­питальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые по­ступления.

Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невоз­вратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. К налого­вым поступлениям относятся также прибыль, переводимая фис­кальными, экспортными и импортными монополиями, доходы акцизного типа (прибыль от монопольных закупок и продаж ино­странной валюты), штрафы и пени, уплаченные за нарушение на­логового законодательства.

Для рыночной системы важно использовать бюджетную клас­сификацию поступлений, основанную на экономическом характе­ре налогообложения, так как изменения в экономической сфере сказываются на поступлениях, а налоги оказывают существенное влияние на те операции, с которых они взимаются.

Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления (доходы от собственности и предприниматель­ской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и побочных продаж) и некоторые невозврат­ные безвозмездные поступления (штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, текущие частные пожер­твования).

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременны­ми и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственно­го управления, а также международные организации. Официаль­ные трансферты выделены в составе доходов в соответствии с ре­комендацией Международного валютного фонда как операции, сокращающие дефицит бюджета. Официальные трансферты классифици­руются по источнику их получения (внутренние и внешние), а так­же по назначению (текущие и капитальные).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные трансферты из негосударственных источников, т.е. поступление безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей целевого назначения (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений).

Действующая российская бюджетная классификация отличается от международных стандартов.

В ней не выделены полученные официальные трансферты. В неналоговые доходы входят как текущие неналоговые доходы, так и доходы от операций с капиталом (капитальные доходы). Не со­ответствует международным стандартам и отнесение к неналого­вым доходам платежей за использование природных ресурсов. Согласно действующей классификации обобщающими показа­телями доходов государственного бюджета РФ являются показа­тели общего объема доходов, налоговых доходов, неналоговых доходов.

Показатель общего объема доходов государственного бюдже­та отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего рас­пределению по территориальному, отраслевому и целевому наз­начению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступ­ления.

Налоговые доходы — это совокупность обязательных плате­жей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Налоги классифицируются стати­стикой по характеру базы, с которой взимается налог, или по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обяза­тельство.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокуп­ность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений. К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты нало­гов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из не­государственных источников (дарения, добровольные пожертво­вания от частного сектора и др.). В российской бюджетной клас­сификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Это является отступ­лением от международной классификации доходов государствен­ного бюджета.

Показатель неналоговых поступлений исчисляется как сумма доходов от собственности и предпринимательской деятельности, административных сборов и платежей, доходов от некоммерческих и побочных продаж, поступлений по штрафам и санкциям, отчислений в пенсионный фонд и фонды социального обеспече­ния государственных служащих, функционирующих в рамках сек­тора государственного управления, доходов от внешнеэкономи­ческой деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, доходов от реализации государ­ственных запасов, доходов от продажи земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из негосударственных источ­ников.