2. Виды и методы финансового контроля.
Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Финансовый контроль можно классифицировать в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.д.
Финансовый контроль по времени проведения:
предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти, а также при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он имеет предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
текущий (оперативный) контроль осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основу составляет анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
последующий контроль — это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный контроль. Он осуществляется через органы государственной власти и управления, направлен на объекты, подлежащие контролю, независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов и т.д.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций, учреждений.
Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.
Аудиторский (независимый) финансовый контроль проводят аудиторские фирмы.
Методы финансового контроля — совокупность способов, приемов, средств, с помощью которых осуществляется финансовый контроль.
Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения, особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль; объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Для осуществления контроля могут использоваться разные методы, к числу которых относятся: 1) проверка; 2) обследование; 3) анализ; 4) надзор; 5) ревизия.
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основании отчетных, балансовых и расходных документов согласно регламентам, определяемым соответствующими контрольными ведомствами или руководством организации (при проведении внутреннего контроля).
Выделяют документальные проверки, которые проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если сохранность документов не гарантируется, если они могут быть подменены или уничтожены.
Обследование основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.
Анализ — комплексный подход в исследовании нескольких вопросов финансового состояния предприятия, близко стоящих друг к другу (например, изучение себестоимости, цены и прибыли), в целях общей оценки результатов деятельности и выявления причин, лежащих в основе этого. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Предполагается соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, со стороны Департамента страхового надзора Минфина России осуществляется надзор за страховыми компаниями.
Ревизия выступает одним из важных методов финансового контроля и представляет собой полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Ревизии подразделяют следующим образом:
1. Комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области.
2. Тематические ревизии — проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такие ревизии не дают полного представления о работе объекта, но позволяют провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению. Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основании которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор.
В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, должны быть указаны время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания. После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений — в следственные органы.
По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные проверки, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
В зависимости от цели ревизии применяются разные приемы ее проведения: сопоставления плановых и отчетных данных, проверка наличных денег, документальные проверки.
Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии предполагает следующие поэтапные действия контрольных органов:
инвентаризация наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов), арифметический подсчет итогов;
проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям проводится таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, Главной книге;
проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредиты и т.д.);
проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством.
- Тема № 1: Социально-экономическая сущность финансов и элементы финансовой системы России.
- 1. Сущность, возникновение и функции финансов.
- 2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
- 3. Понятие финансовой системы.
- 4. Основные элементы финансовой системы.
- Тема № 2: Финансовая политика и ее типы.
- 1. Сущность финансовой политики.
- Типы финансовой политики.
- 3. Финансовый механизм как форма реализации финансовой политики.
- Тема №3: Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления.
- 1. Сущность и принципы организации финансового контроля.
- 2. Виды и методы финансового контроля.
- 3. Органы государственного финансового контроля.
- 5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
- 6) Федеральное казначейство.
- 7) Федеральная служба страхового надзора.
- Тема №4: Социально-экономическая роль и сущность бюджета, бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 1. Сущность бюджета и его функции.
- 2. Бюджетный федерализм и принципы построения бюджетной системы.
- 3. Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы рф.
- 4. Принципы бюджетной системы рф.
- Единства бюджетной системы Российской Федерации
- Разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
- Самостоятельности бюджетов
- Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов
- Сбалансированности бюджета
- Результативности и эффективности использования бюджетных средств
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов поступающими доходами
- Достоверности (реалистичности) бюджета
- Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Принцип подведомственности расходов бюджетов
- Тема №5: Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- Бюджетный процесс и его участники.
- Бюджетные полномочия законодательных органов.
- Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
- Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета
- Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета
- Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф
- Бюджетные полномочия Федерального казначейства
- Тема № 6: Государственные внебюджетные фонды.
- 1. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Виды государственных внебюджетных фондов.
- 1. Пенсионный фонд рф.
- 2. Фонд социального страхования рф
- 3. Фонды обязательного медицинского страхования рф
- Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов рф. Доходы бюджета Пенсионного фонда рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Фонда социального страхования рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- Неналоговые доходы:
- Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Тема № 7: Финансы коммерческих организаций.
- Сущность финансов коммерческих организаций.
- Функции финансов коммерческих организаций.
- Принципы организации финансов коммерческих организаций.
- Тема №8: Особенности финансовых отношений организаций разных организационно-правовых форм.
- Формы предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
- Финансы хозяйственных товариществ.
- Финансы хозяйственных обществ.
- Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Тема № 9: Сущность и роль страхования в системе финансовых отношений. План.
- 1. Страхование как финансовая категория: сущность и функции.
- 2. Виды, формы и финансовые результаты страховой деятельности.
- 3. Характеристика структуры страхового рынка и принципов его функционирования в рф.
- Тема № 10: Международные финансовые институты.
- Международный валютный фонд.
- Международный банк реконструкции и развития.
- Европейский банк реконструкции и развития.
- Лондонский клуб кредиторов.
- Парижский клуб кредиторов.
- Тема № 11: Международный кредит.
- Понятие международного кредита.
- Функции международного кредита.
- Роль международного кредита.
- Формы международного кредита.