logo search
Архив WinRAR / Новая папка (2) / Этюды о налогах

Чарльз Адамс о налогах Руси при Золотой Орде: интересные откровения

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги Чарльза Адамса "Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации" (Charles Adams "For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of Civilization").

"Политический вакуум в степи в итоге был заполнен Золотой Ордой. Под предводительством Чингиз Хана море монгольских воинов, выросших на конском молоке, подчинило своей власти местные племена и обратило свои взоры на русов. Монголы сразу потребовали десятую часть... от всего, и еще - чтобы этот налог выплачивался ежегодно. Это не был тот же налог, который возлагали хазары. Десять процентов, требуемых Хазарами, были мелочью в сравнении с десятью процентами Монгол. Русским пришлось выучить, что о налоговых системах нельзя судить только по их ставкам.

... Modus operandi Золотой Орды был прост. Осадив какой-либо город, монголы отправляли посла с простым ультиматумом - заплатить либо умереть. Кода очередь дошла до Рязани (около ста миль от Москвы), князь так ответил на обычный запрос монгол отдать десятую часть всего (включая жителей города): "Когда никого из нас не останется - все будет ваше". Собственно, так и произошло. Рязань была стерта с лица земли.

...

Расшатывание русской культуры достигалось монголами с помощью налогообложения. В течение более чем двухсот лет Монгольского ига Россия прошла через три ярко выраженные фазы монгольской налоговой системы.

Вначале Монголы передали работу по сбору податей влиятельным мусульманским купцам из Багдада. Сами монголы были воинами, и работа по сбору податей была ниже их достоинства. Мусульманские сборщики податей с не меньшим успехом занимались работорговлей. Жителей деревень, которые были не в состоянии расплатится, они хватали и отправляли на рынки рабов в Багдаде...

Великий русский князь Александр Невский убедил хана не предпринимать карательных набегов, а вместо этого - реформировать систему сбора налогов. В результате чего мусульманские сборщики податей были выведены из нее. Хан разделили Россию на ряд военно-финансовых округов, во главе каждого из которых встал монгол - директор по сбору податей - Великий Баскак, поддерживаемый гарнизоном монгольских воинов.

Была проведена перепись всех земель, населения, зарегистрированы все юноши, годные для службы. Система с виду была римской, но по духу - ассирийской, духу, который до сих пор доминирует в российском социальном порядке.

Появилась система двойного управления. Удельные русские князья ведали всем, кроме сбора податей и военной политики, находившихся в руках хана. Великие Баскаки были районными начальниками татаро-монгольских финансов, занимаясь сбором семи базовых налогов:

1) годовая подать и чрезвычайные сборы;

2) налог с продаж;

3) таможенная подать;

4) налог с необрабатываемой пахотной земли;

5) налог с обрабатываемой пахотной земли;

6) полюдье;

7) подать за уклонение от военной службы.

Третья заключительная фаза монгольской системы налогообложения несла в себе семена собственного уничтожения. Хан допустил обычную, но фатальную ошибку, связанную с ослаблением контроля над сбором налогов. Великие Баскаки были заменены русскими князьями. Со стороны система смотрелась хорошо. Удельные князья будут руководить налоговой системой, и необходимость в поддержке монгольских гарнизонов отпадет. Новая система сулила хану быстрые и гораздо более дешевые деньги.

Какой-то непонятный князь из никому не известного русского городка обратил на себя внимание хана своими необычайно успешными методами выколачивания денег. Город назывался Москвой, князя звали Иван Первый по прозвищу Калита (денежный мешок) - за его экстраординарные таланты в сборе податей. Иван убедил хана поручить ему сбор податей с русских городов-должников. Слава Денежного Мешка быстро росла, как и спрос на его услуги. Очевидно, монголы задавались вопросом - почему бы разъяренным русским налогоплательщикам не иметь дело с Иваном? Зачем отважным воинам унижать себя сбором податей, когда Денежный Мешок в состоянии сделать эту работу за них? Какими бы доводами монголы не руководствовались, так или иначе они стремились к тому, чтобы ответственность по сбору налогов была переложена на московского князя.

Иван сумел максимально использовать преимущества своей новой роли в налоговой системе хана. В отсутствие Баскаков, внимательно следивших за движением денег, у князя теперь была возможность удерживать большую часть собираемых денег у себя. Прибыль была колоссальной. Хан назначил управляющего, которого звали Московская Дорога, ответственного за ежегодный сбор податей. В его обязанности входил надзор за передачей хану собираемых налогов. Но Дорога не принимал непосредственного участия в сборе податей. Иван был жесток, но избирательно. Монголы в отношении задолжавших городов применяли подход выжженной земли - когда страдали и мужчины, и женщины, и дети. Иван же не обижал простых крестьян. Наоборот - он наказывал знать и городских глав.

Успех Калиты произвел на Хана такое сильное впечатление, что вскоре Иван Первый был назначен главным сборщиком податей по всей Руси. Москва стала счетной палатой всех монгольских податей. Город, о котором ранее никто не слыхивал, отныне будет на устах у всех.

Огромные прибыли от надбавок к податям и умению поладить с Московской Дорогой, позволили московскому князю заняться присоединением соседних владений и земель. У него были средства для найма лучших воинов. Города, которые нельзя было купить, можно было легко завоевать. Его богатство привлекло внимание киевских церковных иерархов. Подобно императору Рима Августу, князь добился контроля над Русью через контроль над ее податной системой. Шаг до статуса Царя (цезаря) стал для него таким же легким, каким был в свое время для Августа. Доходы от податей позволили построить московский Кремль, который был единственной крепостью в России, способной противостоять осаде монгол. Другие русские князья вскоре были вынуждены объединится вокруг Москвы, по своему желанию, либо против него.

Имея в своем распоряжении большие доходы от собираемых податей, Иван и его потомки подготовили почву для освобождения от татарского ига. Русские заставили татар бороться за дань. Постепенно контроль монгол над Русью (точнее - за системой сбора податей) ослабевал. В шестнадцатом веке Монгольскому владычеству над Русью был положен конец благодаря усилиям Ивана Четвертого, известного как Иван Грозный. Ресурс власти, заложенный его отцами через налогообложение, дорос до уровня, когда Иван уже мог изгнать монгол раз и навсегда. Изгнание монгол началось с того, что сначала Иван отказался оплачивать свои податные обязательства, когда Московский Дорога совершил свой очередной ежегодный визит за податями. В память об этом событии Иван Четвертый отстроил Храм Покрова (Собор Василия Блаженного). Теперь он получил титул "Царь всея Руси", и князья всех остальных русских городов должны были получать от него право на княжение, становясь перед всевластным царем на колени. Городские собрания налогоплательщиков, назначавшие русских князей на княжение до нашествия монгол, более никогда не вернутся. Новая система власти, построенная Иваном, "была безумием, но безумием гения".