2.3. Налоговая проверка как технология контроля качества администрирования
Реформирование современной налоговой системы подчинено главному направлению – приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение какого-то плана по сбору налогов.
Методами налогового администрирования были и остаются налоговые проверки.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) выездная проверка;
2) камеральная проверка.
Выездная проверка подразделяется на следующие виды:
1) плановая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов;
2) внеплановая проверка - проверка, осуществляемая в следующих случаях:
а) при реорганизации организации, за исключением реорганизации путем преобразования;
б) при ликвидации организации;
в) при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
г) при получении заявления налогоплательщика в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
д) при получении органами налоговой службы документально подтвержденных сведений, свидетельствующих о том, что у налогоплательщика имеются факты неправильного исчисления налога;
3) встречная проверка - проверка, проводимая органами налоговой службы в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговой проверки у органа налоговой службы возникает необходимость в проверке, в том числе по запросам от налоговых органов других государств, отдельных документов, непосредственно связанных с операциями, осуществляемыми налогоплательщиком с указанными лицами;
4) перепроверка - проверка, осуществляемая органами налоговой службы при получении ими документально подтвержденных сведений, свидетельствующих о том, что у ранее проверенного налогоплательщика имеются факты неправильного исчисления налогов, не выявленные плановой проверкой, и мотивированного заявления должностного лица органа налоговой службы, с указанием причин, по которым документы не были проверены ранее.
Перепроверка производится исключительно по этим документальным сведениям за указанный период. При этом перепроверка должна быть проведена должностным лицом органа налоговой службы, не участвовавшим в налоговой проверке, результаты которой перепроверяются.
Перепроверка, назначенная по результатам произведенного запроса, экспертизы, встречной проверки, полученным после периода завершения выездной проверки, может осуществляться должностным лицом органа налоговой службы, проводившим данную выездную проверку.
Камеральная проверка
Камеральная налоговая проверка – это одна из важнейших форм налогового контроля. Это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, без специального решения руководителя или заместителя налогового органа о проведении налоговой проверки.
Целями камеральной налоговой проверки являются:
-контроль за соблюдением налогоплательщиком соответствующего законодательства;
-выявление и предотвращение налоговых правонарушений;
-подготовка информации для рационального отбора плательщиков для последующего включения их в план проведения выездной налоговой проверки.
Объектом камеральной проверки является налоговая декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию.
Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:
· формальную проверку;
· арифметическую проверку;
· нормативную проверку;
· непосредственную камеральную проверку.
Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.
Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.
Непосредственная камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.
Приемы и методы проведения камеральной налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. При этом сопоставляется информация, представленная налогоплательщиком (его отчетность), с данными проведенных проверок налогоплательщика и информацией, поступающей (получаемой) из внешних источников.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- «Государственный университет управления»
- Выпускная квалификационная работа
- Допустить к защите
- Москва 201_ г. Содержание введение
- 1.2. Сущность и функции налогов в современном государстве.
- Глава 2. Состояние функциональной деятельности налоговых органов в кыргызской республике
- 2.1. Состояние налоговой системы в Кыргызской Республике на современном этапе
- 2.2. Формирование системы налогового администрирования и контроля
- 2.3. Налоговая проверка как технология контроля качества администрирования
- Анализ государственного бюджета кр
- В Кыргызской Республике
- Состав и динамика расходов государственного бюджета кр
- Заключение
- Список использованной литературы
- 13 Зрелов а.П. Современные проблемы и особенности определения сущности понятия "налоговый контроль" // Налоги и налогообложение (научно-практический журнал).- 2004.- n 9. -с. 19 - 38..