Классификация и показатели расходов государственного бюджета.
В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально новый подход применен в отечественной статистике при разработке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования государственных средств министерствами и ведомствами, но и увязать эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход отсутствовал.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета.
Показатель чистого кредитования (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.
В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:
• функциональному назначению;
• экономическому назначению;
• ведомственному назначению.
Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельности государства и посредством бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.
В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:
• государственное управление;
• судебная власть;
• межгосударственная деятельность;
• национальная оборона;
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• промышленность, энергетика и строительная индустрия;
• сельское хозяйство и рыболовство;
• охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
• образование;
• культура и искусство;
• средства массовой информации;
• здравоохранение и физическая культура;
• социальная политика;
• обслуживание и погашение государственного долга;
• пополнение государственных запасов и резервов;
• региональное развитие;
• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;
• прочие расходы.
Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри которых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от стоящих проблем развития той или иной области экономики. Некоторые функциональные разделы имеют временный характер (например, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.
В соответствии с функциональной классификацией, введенной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.
Обобщающий показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения.
К расходам на государственное управление относятся расходы, связанные с управленческой сферой деятельности государства, обусловленные выполнением государством хозяйственно-организационной функции; расходы, направленные на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фискальных органов; расходы на управление государственной собственностью; расходы на статистическую службу и прочие государственные расходы.
Важной функцией государства является осуществление международной деятельности. Расходы на международную деятельность связаны с развитием международного сотрудничества, реализацией международных договоров, осуществлением международных культурных, научных и общественных связей.
Расходы государственного бюджета на национальную оборону вытекают из функции государства, заключающейся в обеспечении обороноспособности страны. К ним относятся расходы на функционирование армии и флота, выплату пенсий военнослужащим, сохранение мобилизационных мощностей, помощь иностранным государствам и др.
Расходы на правоохранительные органы и обеспечение безопасности связаны с необходимостью поддержания внутренней и внешней безопасности государства. Они включают: расходы на функционирование органов внутренних дел; расходы на обеспечение внутренних войск; расходы на содержание уголовно-исправительной системы; расходы на содержание органов налоговой полиции; расходы на органы государственной безопасности; расходы на пограничные войска.
Расходы бюджета на промышленность, энергетику, строительство связаны с государственной поддержкой базовых отраслей промышленности, воспроизводством минерально-сырьевой базы, функционированием машиностроительного комплекса, осуществлением конверсии оборонной промышленности и др.
Важным показателем являются расходы бюджета на сельское хозяйство. Они связаны с финансированием сельскохозяйственного производства, поддержанием и освоением земельных ресурсов, необходимостью осуществления заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, функционированием рыболовного хозяйства и других мероприятий в области сельского хозяйства.
В связи с угрозой экологической катастрофы особую значимость приобретает показатель расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов. Данный показатель включает расходы на водные и лесные ресурсы, расходы на охрану окружающей среды, расходы на гидрометеорологию, картографию и геодезию.
Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатику включают государственную финансовую поддержку автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство, связь и информатику.
Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную поддержку малого бизнеса и предпринимательства.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство связаны с финансированием жилищного, коммунального хозяйства и других его структур.
Впервые в нашей статистике введен показатель расходов на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий. Он включает расходы по финансированию государственных программ по ликвидации последствий аварий и других катастроф; расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; расходы на мобилизационную и гражданскую подготовку.
Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с развитием и совершенствованием системы народного образования, финансированием науки и культуры, удовлетворением потребностей населения в медицинском обслуживании, осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики, необходимостью проведения государственной молодежной политики и финансовой поддержки средств массовой информации.
Совокупность расходов на народное образование включает финансирование дошкольного образования, начального и общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, профессиональной подготовки кадров, высшего образования. Расходы на образование являются главной составляющей статьи расходов на социально-культурные мероприятия.
Расходы на культуру и искусство должны обеспечивать управление, эксплуатацию, финансовую поддержку и обеспечение объектов, предназначенных для целей культурного развития: библиотек, музеев, художественных галерей, театров, выставочных залов и т.п. Финансирование культуры происходит в нашей стране по остаточному принципу, поэтому средства, выделяемые на культуру и искусство, весьма незначительны.
Расходы на средства массовой информации предназначены для финансирования периодической печати и издательств, телевидения и радиовещания.
Расходы на здравоохранение включают затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, приобретение и производство продукции, используемой в медицинской практике (медикаментов, протезов, медицинского оборудования и инструментов), финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок в области здравоохранения и медицинского обслуживания и т.д. Расходы на здравоохранение имеют высокую социальную значимость. В связи с тяжелым экономическим положением России финансирование здравоохранения является крайне недостаточным.
Особое значение имеют расходы на науку и государственные научно-технические программы, предназначенные для поддержки фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, а также для финансирования архивных учреждений.
Расходы на целевые программы связаны с финансированием целевых региональных программ по развитию народного хозяйства.
Новой расходной статьей является «Обслуживание государственного долга», которая включает обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долгов.
Впервые вводится показатель расходов на пополнение государственных запасов и резервов. Данный вид расходов должен обеспечить финансирование пополнения государственных запасов драгоценных металлов и камней, государственных материальных стратегических резервов и прочих государственных запасов и резервов.
Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фонды, проведение выборов и референдумов, оказание финансовой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных ссуд и т.п.
Рассмотренные показатели доходов и расходов государственного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.
Впервые новая бюджетная классификация включает группировку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа данной группировки — сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.
Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Экономическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет производить международные сопоставления бюджетных показателей.
Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.
Капитальные расходы включают возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсации убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала.
Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кредитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Для того чтобы придать адресный характер процессу распределения финансовых ресурсов государственного бюджета, статистика предусматривает группировку расходов бюджета по ведомственному признаку. Она дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) — федеральным министерствам и ведомствам.
Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвязаны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от одной структуры государственных расходов к другой.
- Тема 1.Общие положения статистики финансов и кредита.
- Метод статистики финансов.
- Важнейшие показатели статистики финансов.
- Тема 2. Основы финансово-экономических расчетов Сущность и задачи финансово-экономических расчетов.
- Проценты, процентные деньги и процентные ставки.
- Расчеты при начислении простых процентов. Наращение по простой ставке процентов (I).
- Дисконтирование.
- Расчеты при начислении сложных процентов.
- Тема 3. Статистика государственного бюджета и внебюджетных фондов Сущность, значение и задачи статистики государственного бюджета.
- Классификация и показатели расходов государственного бюджета.
- Классификация и показатели финансирования государственного бюджета.
- Классификация и показатели государственного долга.
- Статистические методы анализа показателей государственного бюджета.
- Тема 4. Статистика финансов предприятий
- Статистическое изучение источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов.
- Показатели рентабельности и деловой активности, анализ финансовой устойчивости.
- Тема 5. Статистика денежного обращения Предмет и задачи статистики денежного обращения.
- Категории, классификации и система статистических показателей денежного обращения.
- Тема 6. Статистика кредита Предмет и задачи статистики кредита.
- Категории, классификации и система статистических показателей кредита.
- Статистическое изучение процента за кредит.
- Тема 7.Статистика страхования
- Важнейшие классификации и группировки в статистике страхования.
- Статистические показатели деятельности страховых компаний.
- Тема 8. Статистика ценных бумаг. Понятие фондового рынка и задачи статистики
- Ценовые показатели биржевой статистики
- Показатели объема биржевых торгов
- Первичный рынок
- Вторичный рынок
- Показатели качества фондового биржевого рынка
- Биржевая статистика производных ценных бумаг
- Фондовые индексы.
- Индивидуальные характеристики ценной бумаги.
- Индекс цены на акцию определенного наименования исчисляется по формуле