logo search
лекции по статистике фик

Классификация и показатели расходов государственного бюджета.

В соответствии с рекомендациями МВФ принципиально но­вый подход применен в отечественной статистике при разработ­ке классификации расходной части государственного бюджета. Он позволяет не только установить сам факт расходования госу­дарственных средств министерствами и ведомствами, но и увя­зать эти расходы с выполнением программных задач государ­ства и степенью ответственности в этом каждого ведомства. В предшествующей бюджетной классификации такой подход от­сутствовал.

Расходы государственного бюджета включают все невозврат­ные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюд­жета.

Показатель чистого кредитования (кредитование минус пога­шение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях проведения государственной политики, с финансовыми требованиями к другим секторам экономики (пре­доставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выпла­ченных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата соб­ственного капитала). При осуществлении операции кредитования между различными структурами и уровнями государственного управления одна из сторон, участвующих в операции (кредитор), показывает кредитование, а другая (заемщик) — заимствование с целью финансирования дефицита.

В действующей классификации предусмотрена группировка рас­ходов бюджета по трем признакам:

• функциональному назначению;

• экономическому назначению;

• ведомственному назначению.

Бюджетная классификация — важный инструмент системы принятия государственных решений, поэтому в ней должны быть четко выделены целевые направления государственной деятель­ности, вытекающие из основных функций государства. Эту зада­чу решает функциональная структура расходов государственного бюджета РФ. Она позволяет определить приоритеты в деятельно­сти государства и посредством бюджетного финансирования обес­печить достижение поставленных целей.

В Российской Федерации действует следующая функциональная классификация государственного бюджета:

• государственное управление;

• судебная власть;

• межгосударственная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительная индустрия;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометео­рология, картография, геодезия, стандартизация и метрология;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

• образование;

• культура и искусство;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание и погашение государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• региональное развитие;

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

• прочие расходы.

Перечисленные функции конкретизированы путем разбиения всех видов расходов на 23 функциональных раздела, внутри кото­рых, в свою очередь, выделены подразделы в зависимости от сто­ящих проблем развития той или иной области экономики. Неко­торые функциональные разделы имеют временный характер (на­пример, обеспечение конверсии военного производства, содействие структурной перестройке промышленности, проведение аграрной реформы) и подлежат отмене по мере необходимости.

В соответствии с функциональной классификацией, введен­ной в 1995 г., статистика государственного бюджета исчисляет расширенную систему показателей расходов государственного бюджета.

Обобщающий показатель объема расходов государственного бюджета включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитование за минусом погашения.

К расходам на государственное управление относятся расхо­ды, связанные с управленческой сферой деятельности государства, обусловленные выполнением государством хозяйственно-органи­зационной функции; расходы, направленные на функционирова­ние системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фис­кальных органов; расходы на управление государственной соб­ственностью; расходы на статистическую службу и прочие госу­дарственные расходы.

Важной функцией государства является осуществление между­народной деятельности. Расходы на международную деятельность связаны с развитием международного сотрудничества, реализацией международных договоров, осуществлением международных куль­турных, научных и общественных связей.

Расходы государственного бюджета на национальную оборо­ну вытекают из функции государства, заключающейся в обеспе­чении обороноспособности страны. К ним относятся расходы на функционирование армии и флота, выплату пенсий военнослу­жащим, сохранение мобилизационных мощностей, помощь ино­странным государствам и др.

Расходы на правоохранительные органы и обеспечение безопас­ности связаны с необходимостью поддержания внутренней и внеш­ней безопасности государства. Они включают: расходы на функци­онирование органов внутренних дел; расходы на обеспечение внут­ренних войск; расходы на содержание уголовно-исправительной системы; расходы на содержание органов налоговой полиции; рас­ходы на органы государственной безопасности; расходы на погра­ничные войска.

Расходы бюджета на промышленность, энергетику, строитель­ство связаны с государственной поддержкой базовых отраслей промышленности, воспроизводством минерально-сырьевой базы, функционированием машиностроительного комплекса, осуществ­лением конверсии оборонной промышленности и др.

Важным показателем являются расходы бюджета на сельское хозяйство. Они связаны с финансированием сельскохозяйствен­ного производства, поддержанием и освоением земельных ресур­сов, необходимостью осуществления заготовки и хранения сель­скохозяйственной продукции, функционированием рыболовного хозяйства и других мероприятий в области сельского хозяйства.

В связи с угрозой экологической катастрофы особую значи­мость приобретает показатель расходов на охрану окружающей среды и природных ресурсов. Данный показатель включает рас­ходы на водные и лесные ресурсы, расходы на охрану окружаю­щей среды, расходы на гидрометеорологию, картографию и гео­дезию.

Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатику включают государственную финансовую поддержку автомобиль­ного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство, связь и информатику.

Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную под­держку малого бизнеса и предпринимательства.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство связаны с фи­нансированием жилищного, коммунального хозяйства и других его структур.

Впервые в нашей статистике введен показатель расходов на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий и чрезвычай­ных происшествий. Он включает расходы по финансированию государственных программ по ликвидации последствий аварий и других катастроф; расходы по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций; расходы на мобилизационную и гражданс­кую подготовку.

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с раз­витием и совершенствованием системы народного образования, финансированием науки и культуры, удовлетворением потребно­стей населения в медицинском обслуживании, осуществлением социального обеспечения населения и проведением социальной политики, необходимостью проведения государственной молодеж­ной политики и финансовой поддержки средств массовой инфор­мации.

Совокупность расходов на народное образование включает финансирование дошкольного образования, начального и общего среднего образования, профессионально-технического образо­вания, среднего специального образования, профессиональной подготовки кадров, высшего образования. Расходы на образова­ние являются главной составляющей статьи расходов на социаль­но-культурные мероприятия.

Расходы на культуру и искусство должны обеспечивать управ­ление, эксплуатацию, финансовую поддержку и обеспечение объек­тов, предназначенных для целей культурного развития: библио­тек, музеев, художественных галерей, театров, выставочных залов и т.п. Финансирование культуры происходит в нашей стране по остаточному принципу, поэтому средства, выделяемые на культуру и искусство, весьма незначительны.

Расходы на средства массовой информации предназначены для финансирования периодической печати и издательств, теле­видения и радиовещания.

Расходы на здравоохранение включают затраты на содержа­ние лечебно-профилактических учреждений, осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, приобретение и производ­ство продукции, используемой в медицинской практике (медика­ментов, протезов, медицинского оборудования и инструментов), финансирование прикладных исследований и экспериментальных разработок в области здравоохранения и медицинского обслужи­вания и т.д. Расходы на здравоохранение имеют высокую соци­альную значимость. В связи с тяжелым экономическим положением России финансирование здравоохранения является крайне недостаточным.

Особое значение имеют расходы на науку и государственные научно-технические программы, предназначенные для поддерж­ки фундаментальных исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса, а также для финансирования архивных учреждений.

Расходы на целевые программы связаны с финансированием целевых региональных программ по развитию народного хозяй­ства.

Новой расходной статьей является «Обслуживание государ­ственного долга», которая включает обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долгов.

Впервые вводится показатель расходов на пополнение государ­ственных запасов и резервов. Данный вид расходов должен обес­печить финансирование пополнения государственных запасов дра­гоценных металлов и камней, государственных материальных стра­тегических резервов и прочих государственных запасов и резервов.

Показатель прочих расходов включает расходы на резервные фонды, проведение выборов и референдумов, оказание финансо­вой помощи другим уровням власти, предоставление бюджетных ссуд и т.п.

Рассмотренные показатели доходов и расходов государствен­ного бюджета являются абсолютными и исчисляются в денежном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.

Впервые новая бюджетная классификация включает группиров­ку расходов бюджета по экономическому признаку. Основа дан­ной группировки — сведение расходов в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т.е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров и услуг) и безвозмездными.

Экономическая группировка позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансфер­ты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхо­да ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета. Эко­номическая классификация расходов государственного бюджета РФ построена на основе рекомендаций МВФ и позволяет произ­водить международные сопоставления бюджетных показателей.

Текущие расходы — это возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, выз­ванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей.

Капитальные расходы включают возмездные платежи, исполь­зуемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью при­обретения капитальных активов, компенсации убытков из-за раз­рушения или повреждения основного капитала.

Показатель «Кредитование минус погашение (или чистое кре­дитование)» впервые в отечественной статистике объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Показатель чистого кредитования вклю­чает операции органов государственного управления, осуществ­ляемые в целях государственной политики, а также предоставле­ние ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кре­дитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Для того чтобы придать адресный характер процессу распре­деления финансовых ресурсов государственного бюджета, стати­стика предусматривает группировку расходов бюджета по ведом­ственному признаку. Она дает возможность отразить распределе­ние средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) — федеральным министерствам и ведомствам.

Функциональная, ведомственная и экономическая структуры расходов государственного бюджета должны быть взаимосвяза­ны между собой. Это обеспечивает возможность перехода от од­ной структуры государственных расходов к другой.