Парижский клуб кредиторов.
Парижский клуб кредиторов — это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран: Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Японии.
Парижский клуб кредиторов был создан в 1956г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.
Главная идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наименее экономически развитых странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга той или иной страны. В феврале 1995г. Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Она предоставляется не всем: должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
В 1995 г. Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Только Парижский клуб может при желании списать практически любое количество долгов и выдать практически неограниченное количество кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.
Вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила резальную возможность влиять на мировую экономику: во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, имеющих задолженность перед Клубом; во-вторых, на равных вести диалог с МВФ. Вступление в Клуб позволило России повысить свой кредитный рейтинг и успешно размещать еврооблигации.
Основные принципы работы Парижского клуба
В своей работе Парижский клуб соблюдает три основных принципа: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику, смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным. Он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности
Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.
Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной страны и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет за собой никакой ответственности со стороны государства.
2. Условия погашения для должников
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы восстановить кредитоспособность должника через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. В связи с этим государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженности лишь при условии принятия государствами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится, например, такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика X имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».
У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с Ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.
Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи МВФ. И тогда эти средства используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.
Обусловленность кредитов обязательствами должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим понятием. Определения этого принципа нет даже в Договоре о Международном валютном фонде и Договоре о Мировом банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.
План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:
• ограничение роста денежной массы;
• сокращение дефицита государственного бюджета;
• контроль за предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации);
• устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса;
• ограничение вмешательства государства в экономику. Однако в практическом плане программы преобразований
МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынуждено было прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.
Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.
3. Равномерное распределение бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов
Данное правило называют еще принципом равных условий. Согласно этому принципу обеспечивается равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств.
В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных Данной стране до определенного срока, будут установлены одни и те же льготный период и срок погашения.
Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими кредиторами.
В связи с этим в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов правительство Республики X обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования, аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, чтобы не допустить возникновения неравных условий для разных категории кредиторов».
- Тема № 1: Социально-экономическая сущность финансов и элементы финансовой системы России.
- 1. Сущность, возникновение и функции финансов.
- 2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.
- 3. Понятие финансовой системы.
- 4. Основные элементы финансовой системы.
- Тема № 2: Финансовая политика и ее типы.
- 1. Сущность финансовой политики.
- Типы финансовой политики.
- 3. Финансовый механизм как форма реализации финансовой политики.
- Тема №3: Сущность финансового контроля, его виды и органы осуществления.
- 1. Сущность и принципы организации финансового контроля.
- 2. Виды и методы финансового контроля.
- 3. Органы государственного финансового контроля.
- 5) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
- 6) Федеральное казначейство.
- 7) Федеральная служба страхового надзора.
- Тема №4: Социально-экономическая роль и сущность бюджета, бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- 1. Сущность бюджета и его функции.
- 2. Бюджетный федерализм и принципы построения бюджетной системы.
- 3. Понятие бюджетного устройства и структура бюджетной системы рф.
- 4. Принципы бюджетной системы рф.
- Единства бюджетной системы Российской Федерации
- Разграничения доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
- Самостоятельности бюджетов
- Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов
- Сбалансированности бюджета
- Результативности и эффективности использования бюджетных средств
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов поступающими доходами
- Достоверности (реалистичности) бюджета
- Адресности и целевого характера бюджетных средств
- 12) Принцип подведомственности расходов бюджетов
- Тема №5: Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- Бюджетный процесс и его участники.
- Бюджетные полномочия законодательных органов.
- Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
- Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета
- Бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета
- Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
- Бюджетные полномочия Министерства финансов рф
- Бюджетные полномочия Федерального казначейства
- Тема № 6: Государственные внебюджетные фонды.
- 1. Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Виды государственных внебюджетных фондов.
- 1. Пенсионный фонд рф.
- 2. Фонд социального страхования рф
- 3. Фонды обязательного медицинского страхования рф
- Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов рф. Доходы бюджета Пенсионного фонда рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Фонда социального страхования рф
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- Неналоговые доходы:
- Доходы бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования
- 1. Налоговые доходы:
- 2. Неналоговые доходы:
- Тема № 7: Финансы коммерческих организаций.
- Сущность финансов коммерческих организаций.
- Функции финансов коммерческих организаций.
- Принципы организации финансов коммерческих организаций.
- Тема №8: Особенности финансовых отношений организаций разных организационно-правовых форм.
- Формы предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
- Финансы хозяйственных товариществ.
- Финансы хозяйственных обществ.
- Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- Тема № 9: Сущность и роль страхования в системе финансовых отношений. План.
- 1. Страхование как финансовая категория: сущность и функции.
- 2. Виды, формы и финансовые результаты страховой деятельности.
- 3. Характеристика структуры страхового рынка и принципов его функционирования в рф.
- Тема № 10: Международные финансовые институты.
- Международный валютный фонд.
- Международный банк реконструкции и развития.
- Европейский банк реконструкции и развития.
- Лондонский клуб кредиторов.
- Парижский клуб кредиторов.
- Тема № 11: Международный кредит.
- Понятие международного кредита.
- Функции международного кредита.
- Роль международного кредита.
- Формы международного кредита.