logo search
Otvety_GEK

Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

Государственные финансы– это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.

Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.

Задачей государственных финансовявляется концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.

Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.

Структура государственных финансов:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- региональные бюджеты и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.

Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.

Финансы субъектов РФ- совокупность денежный отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Эти отношения складываются между органами гоcyдарственной власти субъектов  РФ  и  населением,  живущим  на  теppитoрии данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.

Финансы субъектов РФ включают:

•    средства бюджета субъекта РФ;

•    государственные цепные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

•    другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта .

  1. Государственные доходы: понятие, виды. Резервы роста государственных доходов в Российской Федерации.

Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как:     -      рост ВВП;     -      изменение объемов импорта;     -      изменение структуры объемных показателей;     -      изменение экспортных цен на   природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате:     -      изменения цены на нефть;     -      изменения объемов экспорта;     -      снижения курса рубля по отношению к доллару США. 

  1. Государственные расходы, их виды, формы. Направления повышения эффективности государственных расходов в Российской Федерации.

Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:

На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как:     -      рост ВВП;     -      изменение объемов импорта;     -      изменение структуры объемных показателей;     -      изменение экспортных цен на   природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате:     -      изменения цены на нефть;     -      изменения объемов экспорта;     -      снижения курса рубля по отношению к доллару США. 

  1. Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

  1. Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.

финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, эффективность такого регулирования достаточно высока.