2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста
Под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.
5. Факторы, влияющие на размер финансовых ресурсов: Общий объем прибыли. Сумма налогов. Размер амортизационного фонда. Рациональность использования НБ.
Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов
Субъекты хозяйствования в РФ могут создаваться в форме коммерческих и некоммерческих организаций. Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.
Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.
Для повышения эффективности использования финансовых ресурсов, необходимо соблюдать принципы эффективного и ответственного управления финансами:
1. финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;
2. стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;
3. эффективная и справедливая система межбюджетных отношений;
4. консолидация бюджета и бюджетного процесса;
5. среднесрочное финансовое планирование;
6. бюджетирование, ориентированное на результат;
7. эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.
Финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев. Перспективы развития финансовой системы России.
Финансовая система РФ — это система экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовая система состоит из совокупности различных сфер финансовых отношений. Финансовые отношения делятся на 3 крупные сферы:
финансы предприятий, учреждений и организаций;
страхование;
государственные финансы.
Из сфер выделяются звенья.
1) в сфере финансов предприятий, учреждений и организаций звенья:
финансы коммерческих организаций,
финансы Некоммерческих Организаций,
финансы общественных объединений.
2) в сфере страхования:
социальное,
личное,
имущественное,
ответственности,
предпринимательских рисков.
в сфере государственных финансов:
госбюджет,
Внебюджетные Фонды
госкредит.
Пути развития финансовой системы:
Сбалансированное и постепенное снижение фискальной нагрузки на экономику в средне – и долгосрочной перспективе.
Переориентация структуры бюджетных расходов и доходов в части увеличения расходов на экономику и сокращения общегосударственных расходов
Повышение эффективности использования международных резервов и средств суверенных фондов
Финансы субъектов хозяйствования, особенности их организации в разных сферах деятельности и отраслях экономики.
Финансы хозяйствующих субъектов - это денежные отношения, связанные с формированием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.
В зависимости от целей деятельности все хозяйствующие субъекты можно разделить на коммерческие и некоммерческие предприятия.
Коммерческиеорганизации создаются с целью извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в форме:
- государственных и муниципальных унитарных предприятий;
- хозяйственных товариществ и обществ;
- производственных кооперативов.
Унитарныепредприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Несмотря на то, что казенные предприятия должны работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования, значительная часть их усилий направлена на получение от государства наиболее выгодных планов - заказов и максимально возможных ресурсов на их выполнение. Самостоятельность и инициативность таких предприятий крайне ограничена.
Хозяйственные товариществаобладают более широкими возможностями в распределении финансовых ресурсов. К хозяйственным товариществам относятся полные товарищества, товарищества на вере (коммандитные товарищества), а также хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества).
Производственным кооперативомявляется добровольное объединение граждан для совместной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии, объединении его членами имущественных паевых взносов. Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.
Некоммерческиеорганизации создаются не с целью извлечения прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Некоммерческие организации создаются в форме:
потребительских кооперативов;
общественных и религиозных организаций (объединений);
благотворительных и иных фондов;
других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации характеризуются специфическими методами финансирования: самофинансирование - обеспечение предприятий за счет их собственных средств; сметное финансирование - предоставление денежных средств из бюджета для покрытия расходов государственных учреждений; смешанное финансирование - при недостатке собственных средств часть расходов компенсируется бюджетным финансированием.
Финансирование может осуществляться в виде:
бюджетных ассигнований - денежные средства из бюджета соответствующего уровня для покрытия расходов предприятий на определенные цели;
бюджетных дотаций
- 1. Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства.
- 2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста
- Вопрос 6. Финансы коммерческих организаций и факторы, обуславливающие их специфику.
- 7.Финансы некоммерческих организаций, особенности их организации
- Вопрос 8: Финансовый механизм государственных (муниципальных) учреждений, направления его реформирования
- Вопрос 9: Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений, повышение его эффективности.
- Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
- Вопрос 15. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
- 21. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации.
- 22. Содержание и организация государственного финансового контроля. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации.
- Вопрос 23. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рф
- Вопрос 24. Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы.
- Сущностные признаки
- Вопрос 25. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы
- 26. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание, значение, классификация.
- Вопрос 27. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом
- Вопрос 28. Бюджетная система рф: структура, принципы и правовые основы построения и функционирования.
- Вопрос 29. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в рф
- Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение.
- 31. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, их назначение, формы и условия предоставления.
- 34. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, их значение, особенности расчета и предоставления.
- Вопрос 35. Межбюджетные трансферты местным бюджетам: содержание, значение, формы и условия предоставления.
- 37. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета
- 38. Бюджеты субъектов Российской Федерации, их назначение. Характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации
- 39. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
- 40. Местные бюджеты и их роль в финансовом обеспечении вопросов местного значения. Характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита местных бюджетов
- Вопрос 41. Пенсионный фонд Российской Федерации, его место в системе пенсионного обеспечения. Источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
- 42. Пенсионный фонд Российской Федерации, его место в системе пенсионного обеспечения. Источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
- 43. Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
- 44. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции.
- 45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.
- 46. Необходимость, содержание и этапы бюджетного прогнозирования. Виды бюджетных прогнозов, их характеристика.
- Вопрос 47: Методика планирования и краткосрочного прогнозирования поступления доходов бюджетов.
- 48.Бюджетный процесс в рф: задачи, этапы, участники и их полномочия
- 49 Финансовые органы, их функции и роль в бюджетном процессе
- 50 Контрольно-счетные органы в Российской Федерации, их функции и роль в бюджетном процессе.
- 51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
- 56. Исполнение бюджетов по расходам, характеристика основных этапов.
- 57. Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 59. Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
- 60. Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
- 61. Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
- 62. Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
- 63. Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 64. Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 65.Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
- 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
- 67. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.
- 71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
- 72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
- 73.Бюджетный учет, его содержание, задачи, правовое регулирование.
- 74.План счетов бюджетного учета, порядок его применения субъектами бюджетного учета.