51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
Проект федерального бюджета составляется в установленном порядке Правительством Российской Федерации в соответствие с БК РФ
Проект федерального бюджета составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период
Составление проекта бюджета основывается на:
Бюджетном послании2 Президента Российской Федерации;
прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
государственных (муниципальных) программах
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году
Непосредственно составлением проекта федерального бюджета занимается Министерство финансов РФ
Порядок3 и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
При составлении проекта федерального бюджета составляется также сводный финансовый баланс РФ. Он представляет собой документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ и секторов экономики.
Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года.
В течение суток со дня внесения проекта бюджета в ГосДуму его направляют в комитет, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям. На основании этого заключения Совет ГосДумы принимает решение о принятии проекта к рассмотрению.
Государственная Дума рассматривает проект в течение 60 дней в трех чтениях.
В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Первое чтение длится в течение 10 дней со дня принятия к рассмотрению.
Во втором чтении устанавливают главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита, бюджетные ассигнования, межбюджетные трансферты, программы кредитов, заимствований, гарантий, а также сами источники финансирования дефицита бюджета.
При рассмотрении проекта в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Закон голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования.
В случае отклонения закона Советом Федерации или Президентом он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
(см. текст в предыдущей редакции)
Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон.
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная Дума повторно рассматривает закон в одном чтении. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов.
Исполнение бюджетов как стадия бюджетного процесса, его содержание, задачи, принципы.
Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходовиосуществления расходов.
Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
(см. текст в предыдущей редакции)
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
(см. текст в предыдущей редакции)
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.
При исполнении федерального бюджета по доходам обеспечивается:
перечисление всех доходов на единый счет;
распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом;
учет доходов в соответствии с бюджетной классификациейРФ.
Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:
составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
расходование средств.
Особенности составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные законами субъектов РФ.
В законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта РФ, бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, в случае, если они не установлены Бюджетным Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъекта РФ.
Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года.
Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законом субъекта РФ в соответствии с требованиями бюджетного Кодекса.
Исполнение бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.
Исполнение бюджетов по доходам. Функции Федерального казначейства по учету поступлений в бюджет.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата;
зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
Все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации;
- 1. Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства.
- 2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста
- Вопрос 6. Финансы коммерческих организаций и факторы, обуславливающие их специфику.
- 7.Финансы некоммерческих организаций, особенности их организации
- Вопрос 8: Финансовый механизм государственных (муниципальных) учреждений, направления его реформирования
- Вопрос 9: Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений, повышение его эффективности.
- Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
- Вопрос 15. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
- 21. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации.
- 22. Содержание и организация государственного финансового контроля. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации.
- Вопрос 23. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рф
- Вопрос 24. Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы.
- Сущностные признаки
- Вопрос 25. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы
- 26. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание, значение, классификация.
- Вопрос 27. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом
- Вопрос 28. Бюджетная система рф: структура, принципы и правовые основы построения и функционирования.
- Вопрос 29. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в рф
- Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение.
- 31. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, их назначение, формы и условия предоставления.
- 34. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, их значение, особенности расчета и предоставления.
- Вопрос 35. Межбюджетные трансферты местным бюджетам: содержание, значение, формы и условия предоставления.
- 37. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета
- 38. Бюджеты субъектов Российской Федерации, их назначение. Характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации
- 39. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
- 40. Местные бюджеты и их роль в финансовом обеспечении вопросов местного значения. Характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита местных бюджетов
- Вопрос 41. Пенсионный фонд Российской Федерации, его место в системе пенсионного обеспечения. Источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
- 42. Пенсионный фонд Российской Федерации, его место в системе пенсионного обеспечения. Источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
- 43. Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
- 44. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции.
- 45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.
- 46. Необходимость, содержание и этапы бюджетного прогнозирования. Виды бюджетных прогнозов, их характеристика.
- Вопрос 47: Методика планирования и краткосрочного прогнозирования поступления доходов бюджетов.
- 48.Бюджетный процесс в рф: задачи, этапы, участники и их полномочия
- 49 Финансовые органы, их функции и роль в бюджетном процессе
- 50 Контрольно-счетные органы в Российской Федерации, их функции и роль в бюджетном процессе.
- 51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
- 56. Исполнение бюджетов по расходам, характеристика основных этапов.
- 57. Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 59. Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
- 60. Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
- 61. Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
- 62. Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
- 63. Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 64. Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 65.Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
- 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
- 67. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.
- 71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
- 72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
- 73.Бюджетный учет, его содержание, задачи, правовое регулирование.
- 74.План счетов бюджетного учета, порядок его применения субъектами бюджетного учета.