Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
Государственные финансы являются составной частью общей финансовой систем и являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
Государственные финансы представляют собой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.
Государственные финансы– это система денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций.
Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство.
Государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Задачей государственных финансовявляется концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства, и направление их на финансирование общегосударственных нужд.
Финансовые ресурсы государства формируются за счёт: налогов; сборов; госпошлин; сумм, полученных от выкупа госпредприятий; доходов от предприятий и хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности и т.п.
Структура государственных финансов:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- региональные бюджеты и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, но и как один из ведущих экономических рычагов государства.
Финансы субъектов РФ- совокупность денежный отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.
Эти отношения складываются между органами гоcyдарственной власти субъектов РФ и населением, живущим на теppитoрии данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.
Финансы субъектов РФ включают:
• средства бюджета субъекта РФ;
• государственные цепные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
• другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.
В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта .
Государственные доходы: понятие, виды. Резервы роста государственных доходов в Российской Федерации.
Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.
В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:
от государственного или муниципального хозяйства;
от предприятий и организаций негосударственных форм собственности ;
от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
от личных доходов граждан.
В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:
федеральные;
доходы субъектов Федерации;
местные доходы муниципальных образований.
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:
налоговые;
неналоговые.
На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как: - рост ВВП; - изменение объемов импорта; - изменение структуры объемных показателей; - изменение экспортных цен на природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате: - изменения цены на нефть; - изменения объемов экспорта; - снижения курса рубля по отношению к доллару США.
Государственные расходы, их виды, формы. Направления повышения эффективности государственных расходов в Российской Федерации.
Доходы государства — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.
В системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:
от государственного или муниципального хозяйства;
от предприятий и организаций негосударственных форм собственности ;
от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
от личных доходов граждан.
В зависимости от территориального уровня доходы подразделяются на:
федеральные;
доходы субъектов Федерации;
местные доходы муниципальных образований.
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить платежи и поступления:
налоговые;
неналоговые.
На увеличение государственных доходов оказывают влияние такие факторы как: - рост ВВП; - изменение объемов импорта; - изменение структуры объемных показателей; - изменение экспортных цен на природный газ. Вместе с тем, государственные доходы уменьшатся в результате: - изменения цены на нефть; - изменения объемов экспорта; - снижения курса рубля по отношению к доллару США.
Муниципальные финансы, их содержание, состав, особенности организации, роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.
Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающими на территории муниципального образования.
К доходам местного бюджета относятся:
доходы от местных налогов и сборов
отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов
отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
добровольные пожертвования
иные законные поступления.
Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений
Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций
Финансовое регулирование, его роль и формы. Механизм государственного финансового регулирования на макро- и микроуровнях.
финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.
Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
налоговое регулирование
амортизационная политика
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей
Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования, финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.
Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, эффективность такого регулирования достаточно высока.
- 1. Сущность финансов, их роль в социально-экономическом развитии государства.
- 2. Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста
- Вопрос 6. Финансы коммерческих организаций и факторы, обуславливающие их специфику.
- 7.Финансы некоммерческих организаций, особенности их организации
- Вопрос 8: Финансовый механизм государственных (муниципальных) учреждений, направления его реформирования
- Вопрос 9: Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений, повышение его эффективности.
- Вопрос 10: Государственные финансы, их состав. Особенности организации государственных финансов на федеральном и региональном уровнях управления
- Вопрос 15. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
- 21. Организация финансового контроля, его виды, формы и методы. Пути повышения действенности финансового контроля в Российской Федерации.
- 22. Содержание и организация государственного финансового контроля. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля в Российской Федерации.
- Вопрос 23. Направления повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в рф
- Вопрос 24. Понятие социального обеспечения, его финансовые механизмы.
- Сущностные признаки
- Вопрос 25. Пенсионное обеспечение, его уровни и финансовые механизмы
- 26. Государственные и муниципальные заимствования, их содержание, значение, классификация.
- Вопрос 27. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом
- Вопрос 28. Бюджетная система рф: структура, принципы и правовые основы построения и функционирования.
- Вопрос 29. Содержание и формы организации межбюджетных отношений. Направления реформирования межбюджетных отношений в рф
- Вопрос 30: Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: необходимость, методы, нормативно-правовое обеспечение.
- 31. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, их назначение, формы и условия предоставления.
- 34. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, их значение, особенности расчета и предоставления.
- Вопрос 35. Межбюджетные трансферты местным бюджетам: содержание, значение, формы и условия предоставления.
- 37. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета
- 38. Бюджеты субъектов Российской Федерации, их назначение. Характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации
- 39. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
- 40. Местные бюджеты и их роль в финансовом обеспечении вопросов местного значения. Характеристика доходов, расходов, источников финансирования дефицита местных бюджетов
- Вопрос 41. Пенсионный фонд Российской Федерации, его место в системе пенсионного обеспечения. Источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
- 42. Пенсионный фонд Российской Федерации, его место в системе пенсионного обеспечения. Источники формирования и направления использования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
- 43. Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, особенности их формирования и использования на федеральном и региональном уровнях.
- 44. Управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации: содержание, задачи, принципы, субъекты и их функции.
- 45. Основы бюджетного планирования: содержание, задачи, принципы, правовая и информационная база, методы. Направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.
- 46. Необходимость, содержание и этапы бюджетного прогнозирования. Виды бюджетных прогнозов, их характеристика.
- Вопрос 47: Методика планирования и краткосрочного прогнозирования поступления доходов бюджетов.
- 48.Бюджетный процесс в рф: задачи, этапы, участники и их полномочия
- 49 Финансовые органы, их функции и роль в бюджетном процессе
- 50 Контрольно-счетные органы в Российской Федерации, их функции и роль в бюджетном процессе.
- 51.Методологические и организационные основы составления проекта федерального бюджета
- 56. Исполнение бюджетов по расходам, характеристика основных этапов.
- 57. Направления реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.
- 59. Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
- 60. Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
- 61. Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
- 62. Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
- 63. Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 64. Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 65.Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
- 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
- 67. Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.
- 71.Сметное финансирование казенных учреждений: содержание, принципы, правовое обеспечение. Назначение, порядок составления и утверждения бюджетной сметы.
- 72.Бюджетная классификация Российской Федерации: назначение, состав, направления совершенствования.
- 73.Бюджетный учет, его содержание, задачи, правовое регулирование.
- 74.План счетов бюджетного учета, порядок его применения субъектами бюджетного учета.