logo search
демченко шпоры

5. Порядок открытия и ведения банковских счетов.

Банковский счет - счет юридических или физических лиц, открытый и поддерживаемый в банке, на котором отражается движение их денежных средств. Банковские счета являются способом учета поступлений и изъятий денежных средств каждым клиентом банка. На банковских счетах отражаются финансовые операции клиентов.

Чтобы открыть счет, потенциальный клиент должен представить в банк определенные документы. Например, для открытия расчетного счета юридические лица - резиденты предоставляют в банк пакет документов, включающий в себя:

- заявление об открытии счета;

- заверенные (регистрационной палатой или нотариально) копии учредительных документов: устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации; копии приказов (решений учредителей) о назначении должностных лиц;

- одну банковскую карточку с образцами подписей и оттиска печати, заверенными нотариально;

- справку о присвоении статистических кодов;

- подлинник и копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

При соответствии предоставленных документов предъявляемым к ним требованиям, с клиентом заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание (договор банковского счета).

Договор банковского счета заключается, как правило, сроком на 1 год и автоматически пролонгируется на следующий срок, если по истечении срока его действия ни одна сторона не заявила о его расторжении.

В этом договоре банк и клиент согласовывают друг с другом конкретные условия обслуживания счета, порядок и сроки зачисления поступающих на счет денежных средств, порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения иных операций по счету. После подписания договора руководитель банка передает в бухгалтерию распоряжение об открытии счета и карточку с образцами подписей.

Банк своевременно должен уведомить налоговые органы об открытии налогоплательщику расчетного (текущего) счета. Указом Президента РФ №1006 предусмотрен пятидневный срок для уведомления налоговых органов.

После подписания договора банковского счета клиент - владелец счета может осуществлять любые виды операций, предусмотренные этим договором и действующим законодательством. Одним из основных видов операций, проводимых с помощью банковского счета, является, как уже было сказано, осуществление безналичных расчетов.

Порядок закрытия счетов клиентов. В соответствии с гражданским законодательством договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Это является основанием для закрытия счета. При этом отсутствие денежных средств на счете и наличие неоплаченных по этой причине расчетных документов, предъявленных к счету клиента, не ограничивает его права на расторжение договора банковского счета по своему усмотрению.

Отсутствие клиента (после расторжения договора) прекращает обязательства банка по исполнению расчетных документов и они должны быть возвращены взыскателям. Платежные поручения возвращаются плательщикам.

По требованию банка, договор банковского счета может быть расторгнут через суд в следующих случаях:

- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения клиентом об этом;

- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

По закрываемым счетам клиентом должен осуществляться возврат банку чековой книжки с неиспользованными чеками и корешками. После закрытия счета делается отметка о его закрытии в книге регистрации, осуществляются операции, связанные с переводом остатков средств по закрытому счету в другой банк.