logo search
Finansy_vse

Лекция 8.Особенности финансов организаций малого бизнеса

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказыва­ют существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на те­кущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конку­рентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это об­служивание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачивае­мости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя.

Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и исполь­зуя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства. Наи­большего эффекта по минимизации затрат достигают крупные компании из-за массовости производства и применения более эффективных техно­логических новшеств. Однако возможности крупных и средних предпри­ятий остаются во многом нереализованными. Их потенциал может быть задействован через дополнительные выпуски акций, привлечение новых акционеров и повышение ответственности за результаты предпринима­тельской деятельности.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициа­торами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоем­ких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоцени­вать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на ус­ловиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые Материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро пере­страиваются и налаживают производство новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным.

Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разра­ботки, выступать в роли заказчиков и кредиторов. Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрак­тов, передачу технологии, повышение гибкости и оперативности.

Как показывает структура распределения числа малых предприятий по отраслям экономики существенная их доля задействована в торговле и общественном питании — 46,8%. Это объяс­няется прежде всего сравнительно высокой привлекательностью данных сфер бизнеса с точки зрения прибыльности, реализации инвестицион­ных проектов и быстрым сроком оборачиваемости капитала.