6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
Планирование — это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя определение и научную постановку целей, средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и поддержание сбалансированности натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующем плановом документе (плане).
В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оно соответствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия как главное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.[1]
Метод планирования, как и план, предполагает использование позитивных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсы и мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриальном обществе с преимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежные отношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства с минимальными потерями ресурсов и времени, поддерживать прогрессивные изменения структуры производства, нейтрализовывать влияние факторов, вызывающих кризисные явления в экономике.
С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать; равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т. е. бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Эти инструменты краткосрочного действия в основном используются для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.
Становится очевидным, что показатели роста и экономические пропорции Могут устанавливаться государством на основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случае функциональная экономическая система будет координироваться более совершенным ценовым рыночным механизмом. Пользуясь им при наличии разработанного плана, станет возможным быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.
Это положение целиком относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.
Планомерность — это последовательность реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального поведения и рационального использования рыночных регуляторов для достижения целей экономического роста. План фиксирует предполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству, так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей. Макроэкономическое планирование предполагает организованную деятельность, осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальными подразделениями (регионами, муниципалитетами и т. д.).
Формирование единого централизованного плана находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируются экономический рост и внутренний валовой продукт.
Государственное экономическое прогнозирование
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки техники интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том что может произойти в экономике в тех или иных условиях Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.
- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;
- разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности;
- корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
- составления сценария и вариантов прогноза;
- сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.
Государственное экономическое программирование
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.
По срокам государственного программирования различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
- среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;
- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- Общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
- Целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
- Отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
- Чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.
Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
В большинстве стран, где применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целевую направленность.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.