logo
Материал к зачету ГРЭ

33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.

Понятие сводных экономических зон

Понятие СЭЗ или, в первоначальном варианте, «зон свободного предпринимательства» (ЗСП), стало для СССР актуальным в конце 80-х – начале 90-х годов. Советскими учёными при помощи экспертов ООН была разработана единая концепция, учитывающая сложившийся в стране подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рынка. Предполагалось, что создаваемые ЗСП будут способствовать активизации инициативы иностранных фирм в сфере производства товаров, услуг, в торговле, а также в других видах деятельности на территории СССР. Упор был сделан на плодотворный союз зарубежных капиталов с отечественным научным потенциалом и высокими технологиями. В таких зонах должны были быть организованы производство и сборка различных видов продукции на основе применения иностранного оборудования, технологий и материалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы.

Согласно этой концепции ЗСП, сохраняя в разумных пределах экспортную ориентацию, должны были в первую очередь способствовать насыщению страны передовыми технологиями и высококачественными товарами, освоению зарубежного опыта управления, новых форм хозяйствования, освоению дополнительных инвестиций.

СЭЗ создавались как на приграничных, так и в глубинных территориях страны, при этом предусматривалось создание режима наибольшего благоприятствования, как для зарубежных инвесторов, так и для отечественных предприятий.

Хозяйственные потребности страны, а также интересы самого эксперимента подсказывали целесообразность создания в России на основе мирового опыта сразу нескольких типов таких зон:

- комплексные зоны (производственного характера); формировались на основе территориальных образований от муниципальных до уровня субъекта Федерации. В них принимались меры по привлечению крупных инвестиций с обязательным развитием необходимой инфраструктуры. В качестве примера таких зон может быть приведена большая часть СЭЗ, созданных в России, в том числе – СЭЗ в Калининградской области, Находке, республике Татарстан и др.;

- внешнеторговые зоны (свободные таможенные зоны, транзитные зоны и зоны экспортного производства) призваны обеспечивать рост валютных поступлений, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, проведения выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам следует отнести, прежде всего, подмосковные «Московский Франко-порт» (около аэропорта «Внуково»), «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево»), «Франко-порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта);

- функциональные, или отраслевые зоны (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристско-рекреационного типа - особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды».

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является создание благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим по стране экономико-правовым режимом для предпринимателей.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, предоставляемым в СЭЗ, относятся:

- полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и других сборов, ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров, освобождение от таможенных пошлин и других сборов вывозимых товарно-сырьевых ресурсов;

- полное или частичное освобождение предприятий от налоговых выплат в местный бюджет, предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Здесь можно привести в пример налоговые льготы, предоставляемые участникам Эколого-экономического района (ЭЭР) «Алтай» и СЭЗ «Алтай»;

- предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам на длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители;

- обеспечение упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства;

- предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, под определённые программы, предоставление государственных гарантий по кредитам;

- упрощённая система международных перемещений граждан и капиталов, в том числе капиталов в иностранной валюте.

Отдельно следует отметить создание международной специальной экономической зоны. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России, КНР и КНДР. Данный проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт и намечена постройка многочисленных промышленных предприятий с использованием китайской, корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многочисленными льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии в Европу, призванной значительно сократить этот путь.

Предпосылки и цели создания свободных экономических зон

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами.

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

- благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

- развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели:

- привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;

- насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;

- создание экспорто-ориентированных производств;

- повышение занятости населения;

- формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.

Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение таких целей, как:

- привлечение передовых, по отношению к национальным технологиям;

- активизация экономики путем привлечения иностранного капитала;

- поступление валютных активов и таким образом увеличение валютных запасов;

- насыщение внутреннего потребительского рынка;

- повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

- создание современной рыночной инфраструктуры;

- ускоренное развитие депрессивных районов;

- приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства.