logo
Материал к зачету ГРЭ

22) Государственная поддержка апк.

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством. В структуре АПК выделяют три сферы: первая - это отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса [6 стр. 430 - 444].

Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется 2/3 потребительских товаров.

Радикальное реформирование аграрного сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990 г. законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности и хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.

В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию

Центральное звено аграрной реформы - изменение отношений аграрной собственности формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора экономики страны. Большинство колхозов и совхозов реорганизовано и перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Появились многочисленные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и на имущество. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится около 90% производимой продукции АПК. Функционируют более 270 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства, его доля в валовой продукции сельского хозяйства за 1990 - 1998 гг. увеличилась с 24 до 53%. Такой внушительный рост достигнут за счет не только наращивания производства в этих хозяйствах, но и сокращения его в крупных сельскохозяйственных предприятиях

Наука и практика предлагают десятки моделей форм хозяйствования. По организационно-правовым особенностям в настоящее время выделяются: государственные сельскохозяйственные предприятия федерального и регионального уровня; акционерные общества открытого или закрытого типа; общества с ограниченной ответственностью; смешанные товарищества; сельскохозяйственные производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов; личные подсобные хозяйства.

Кризисная ситуация в стране не позволяет создать благоприятные условия для эффективного функционирования АПК. За 1991 - 1999 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился на 40, а пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60%. В результате удельный вес импортных товаров на продовольственном рынке повысился в среднем на 40, а в крупных городах - на 80%.

В структуре федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства, в том числе в области регулирования. На Министерство сельского хозяйства РФ возложено решение наиболее общих вопросов.

Государственное регулирование агропромышленного производства - это экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

Обеспечение сбалансированности рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет разными методами. Один из них - проведение на рынке закупочных и товарных интервенций.

Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и проведение залоговых операций с ними. Такие интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случаях, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии самостоятельно реализовать свою продукцию из-за сокращения спроса на нее.

Товарные интервенции осуществляются в форме организации распродажи сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия из федерального и регионального фондов. Такие интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство Российской Федерации.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с помощью целого ряда экономических инструментов (рычагов). Среди них особенное значение имеют цены.

Диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики - одна из острых проблем для всех категорий сельскохозяйственных производителей. По данным Госкомстата России за 1991 - 1997 гг. по сравнению с 1990 г. цены на приобретенную сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленную продукцию и оказанные ими услуги возросли в 8850 раз, а на реализованную сельскохозяйственную продукцию - в 2000 раз, т.е. разрыв превысил 4 раза. В результате неэквивалентности товарообмена за указанные годы в другие отрасли промышленности из сельского хозяйства изъято более 200 млрд. деноминированных рублей.

Для вывода сельского хозяйства из жестких тисков ценового диспаритета необходимо активное государственное вмешательство в формирование цен, их регулирование. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено: основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Указанным законом впервые вводятся целевые цены (нормативные и индикаторы). С их помощью намечено обеспечить: паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возмещение расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

В целях оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики постановлением Правительства «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» от 16 марта 1999 г. №295 намечен ряд мер.

Мировой опыт свидетельствует, что сельское хозяйство эффективно функционирует лишь при всесторонней поддержке его государством. Так, финансовая поддержка сельского хозяйства осуществляется путем выделения из федерального бюджета РФ средств для:

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются также дотирование и компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Дотации и компенсации вводятся в зависимости от конкретно складывающейся экономической ситуации и задач, которые необходимо решать по продовольственному обеспечению страны.

Вместе с тем сельское хозяйство лишилось прежних объемов государственной поддержки. Удельный вес ассигнований на финансирование этой отрасли в расходной части федерального бюджета снизился с 19% в 1991 г. до 1,6% в 1999 г.

В целях совершенствования системы финансирования и кредитования постановлением Правительства РФ был образован специальный фонд для кредитования организаций АПК на льготных условиях с взиманием с них не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ

Кроме того, для оздоровления финансового состояния предприятий и организация АПК произведена рассрочка платежей по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 гг. и начисленным по ним процентам, до 2005 г. на сумму 21 млрд. деноминированных рублей. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены существенные льготы в налогообложении. При поддержке федерального бюджета им поставляются нефтепродукты, комбикорма на условиях товарного кредита.