22) Государственная поддержка апк.
Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством. В структуре АПК выделяют три сферы: первая - это отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; вторая - сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья - отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса [6 стр. 430 - 444].
Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется 2/3 потребительских товаров.
Радикальное реформирование аграрного сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990 г. законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности и хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.
В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию
Центральное звено аграрной реформы - изменение отношений аграрной собственности формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора экономики страны. Большинство колхозов и совхозов реорганизовано и перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Появились многочисленные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и на имущество. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится около 90% производимой продукции АПК. Функционируют более 270 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства, его доля в валовой продукции сельского хозяйства за 1990 - 1998 гг. увеличилась с 24 до 53%. Такой внушительный рост достигнут за счет не только наращивания производства в этих хозяйствах, но и сокращения его в крупных сельскохозяйственных предприятиях
Наука и практика предлагают десятки моделей форм хозяйствования. По организационно-правовым особенностям в настоящее время выделяются: государственные сельскохозяйственные предприятия федерального и регионального уровня; акционерные общества открытого или закрытого типа; общества с ограниченной ответственностью; смешанные товарищества; сельскохозяйственные производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов; личные подсобные хозяйства.
Кризисная ситуация в стране не позволяет создать благоприятные условия для эффективного функционирования АПК. За 1991 - 1999 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства сократился на 40, а пищевой и перерабатывающей промышленности - на 60%. В результате удельный вес импортных товаров на продовольственном рынке повысился в среднем на 40, а в крупных городах - на 80%.
В структуре федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти сформированы подразделения, осуществляющие реализацию аграрной политики государства, в том числе в области регулирования. На Министерство сельского хозяйства РФ возложено решение наиболее общих вопросов.
Государственное регулирование агропромышленного производства - это экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:
формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и производства;
финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
развитие социальной среды села.
Обеспечение сбалансированности рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет разными методами. Один из них - проведение на рынке закупочных и товарных интервенций.
Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок сельскохозяйственных продукции, сырья, продовольствия и проведение залоговых операций с ними. Такие интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случаях, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии самостоятельно реализовать свою продукцию из-за сокращения спроса на нее.
Товарные интервенции осуществляются в форме организации распродажи сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия из федерального и регионального фондов. Такие интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство Российской Федерации.
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется с помощью целого ряда экономических инструментов (рычагов). Среди них особенное значение имеют цены.
Диспаритет цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики - одна из острых проблем для всех категорий сельскохозяйственных производителей. По данным Госкомстата России за 1991 - 1997 гг. по сравнению с 1990 г. цены на приобретенную сельскохозяйственными товаропроизводителями промышленную продукцию и оказанные ими услуги возросли в 8850 раз, а на реализованную сельскохозяйственную продукцию - в 2000 раз, т.е. разрыв превысил 4 раза. В результате неэквивалентности товарообмена за указанные годы в другие отрасли промышленности из сельского хозяйства изъято более 200 млрд. деноминированных рублей.
Для вывода сельского хозяйства из жестких тисков ценового диспаритета необходимо активное государственное вмешательство в формирование цен, их регулирование. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено: основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Указанным законом впервые вводятся целевые цены (нормативные и индикаторы). С их помощью намечено обеспечить: паритетное соотношение цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, возмещение расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получение работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
В целях оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики постановлением Правительства «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства» от 16 марта 1999 г. №295 намечен ряд мер.
Стимулировать создание потребительских кооперативов сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями торговли и другими хозяйствующими субъектами, имея в виду, что распределение в них доходов от реализации продукции осуществляется по взаимной договоренности с учетом затрат на производство и реализацию продукции.
Применять, где это целесообразно, предельные коэффициенты соотношения уровней цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье.
Обеспечивать по согласованию с антимонопольными органами заключение ценовых соглашений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса.
Способствовать созданию сбытовой сельскохозяйственной кооперации, отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.
Мировой опыт свидетельствует, что сельское хозяйство эффективно функционирует лишь при всесторонней поддержке его государством. Так, финансовая поддержка сельского хозяйства осуществляется путем выделения из федерального бюджета РФ средств для:
краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;
долгосрочного кредитования агропромышленного производства;
авансирования закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
лизинга в сфере агропромышленного производства;
предоставления кредитным кооперативам, имеющим в уставном капитале долю юридических и физических лиц, занятых в агропромышленном производстве, более 50% долгосрочных кредитов для формирования их уставных капиталов.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются также дотирование и компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей. Дотации и компенсации вводятся в зависимости от конкретно складывающейся экономической ситуации и задач, которые необходимо решать по продовольственному обеспечению страны.
Вместе с тем сельское хозяйство лишилось прежних объемов государственной поддержки. Удельный вес ассигнований на финансирование этой отрасли в расходной части федерального бюджета снизился с 19% в 1991 г. до 1,6% в 1999 г.
В целях совершенствования системы финансирования и кредитования постановлением Правительства РФ был образован специальный фонд для кредитования организаций АПК на льготных условиях с взиманием с них не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ
Кроме того, для оздоровления финансового состояния предприятий и организация АПК произведена рассрочка платежей по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 гг. и начисленным по ним процентам, до 2005 г. на сумму 21 млрд. деноминированных рублей. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены существенные льготы в налогообложении. При поддержке федерального бюджета им поставляются нефтепродукты, комбикорма на условиях товарного кредита.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.