logo
Материал к зачету ГРЭ

19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.

Государственное регулирование оплаты труда.

Фонд оплаты труда представляет собой сумму средств, предназначенных для

распределения между рабочими и служащими в зависимости от количества и

качества труда.

Через фонд заработной платы распределяется определенная часть национального

дохода.

Современные тенденции формирования оплаты труда характеризуются:

• отрывом от конечных народнохозяйственных результатов;

• деформацией в оплате труда различных

профессионально- квалифицированных групп работников;

• необоснованными различиями в межотраслевой дифференциации

заработной платы;

• усиление зависимости от роста цен.

Система регулирования заработной платы на Украине включает следующие элементы:

• законодательное определение уровня минимальной заработной

платы;

• законодательное (налоговое) регулирование расходов предприятий и

организации на оплату труда;

• налоговое регулирование индивидуальных доходов

(система подоходного налога);

• договорное регулирование условий оплаты труда

(тарифные соглашения, коллективные договоры);

• регулирование соотношений в оплате труда работников различных

профессионально - квалификационных групп на основе

государственной Единой тарифной сетки.

Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится

тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки I разряда; единой тарифной

сети, тарифно-квалификационных справочников.

Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда

состоит в следующем:

Во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями

минимальных уровней оплаты труда;

Во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не

ниже минимума) ставок и окладов, так и других составляющих заработка (доплат,

премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат

компенсационного характера, исходя из следующих условий:

• фактически достигнутого уровня заработной платы работы не

квалификационного (простого) труда;

• прогнозной оценки, роста стоимости жизни в регионе в индексах

динамики потребительского бюджета на ближайший период (1-2 года);

• наличие целевых источников сохранения фактически достигнутого

уровня оплаты труда за счет роста эффективности производства; фактически

достигнутого уровня сельского самофинансирования на

предприятии; особенностей структуры предприятий и др.

Минимальная заработная плата рассчитывается на основе минимального

потребительского бюджета (МПБ), который, в свою очередь, рассчитывается на

базе минимальной «потребительской корзинки».

Анализ организации заработной платы на Украине в период становления рыночных

отношений показывает, что в стране еще не создан эффективный механизм

государственного и коллективно-договорного регулирования заработной платы.

Реформа организации заработной платы не дала положительных результатов в

стимулировании производства, усилении мотивации к труду. Государство рано

дало все права и функции предприятиям в регулировании заработной платы.

Существенным препятствием на пути реформирования является общее положение

экономики, когда идет резкое падение производства при постоянном росте цен на

продукцию.

Это проявляется в установлении негативных тенденций на предприятиях,

независимо от форм собственности и хозяйствования. На предприятиях

прослеживается тенденция связи роста цен и спада производства. Зависимость

роста цен и спада производства проявляется, с одной стороны, в том, что рост

цен ограничивает возможности реализации продукции, а значит, способствует спаду

производства, а, с другой стороны, чем выше снижение объема производства, тем

больше стремление предприятий через повышение цен компенсировал потери от

этого снижения.

Для устранения этой негативной тенденции на предприятиях следует обеспечивать

опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом фонда

оплаты труда, а темп роста оплаты труда должен, в свою очередь,

предопределяться ростом стоимости рабочей силы.

Опережающий темп роста производительности труда необходим для компенсации

возрастающих издержек производства, вызванных ростом оплаты труда.

Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни являются реальные доходы населения. К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению. Реальные доходы населения зависят от уровня оплаты труда, изменения потребительских цен, системы налогообложения и благ, получаемых за счет общественных фондов потребления. Прогнозируются: общая сумма реальных доходов населения; реальные доходы на душу населения; темпы их изменения. Общая сумма реальных доходов населения в прогнозируемом периоде определяется делением суммы конечных доходов населения (денежных и натуральных, материального потребления в сфере общественного обслуживания за вычетом обязательных платежей и взносов) на индекс потребительских цен.