14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
Промышленность — важная составная часть единого хозяйственного комплекса Российской Федерации. На ее долю приходится 1/4 валового внутреннего продукта. Ведущая роль промышленности России определяется прежде всего тем, что, обеспечивая все отрасли экономики орудиями труда и новыми материалами, она служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства промышленность выделяется комплексо- и районообразующими функциями.
Темпы роста, уровень развития и структура промышленности являются важнейшими показателями не только количественной, но и качественной характеристики национальной экономики и жизненного уровня населения. От степени развития индустрии зависят технический уровень производства, структура хозяйства и территориальная организация.
За годы Советской власти опережающее развитие отраслей тяжелой индустрии определяло уровень экономического и военного потенциала страны. Тяжелая индустрия была ориентирована в основном на военно-промышленный комплекс в ущерб другим отраслям, производящим предметы потребления, что привело к коренным изменениям в структуре промышленного производства. Удельный вес отраслей тяжелой индустрии в 1992 г. достиг 2/3 объема промышленного производства. За годы реформ существенных изменений в отраслевой структуре промышленного комплекса не произошло. Следовательно, промышленный спад в России носит структурный характер и ведет к дальнейшему утяжелению промышленного комплекса.
Промышленность России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил, в совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.
Современная промышленность характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности. В действующей классификации промышленности выделены 11 комплексных отраслей (см. табл. 4) и свыше 134 подотраслей.
Отраслевая структура промышленности определяется многими общественными и экономическими факторами, основными из которых являются: уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные pecypcы. Наиболее существенным из них, характеризующим изменения отраслевой структуры промышленности, выступает научно-технический прогресс и его основные направления — автоматизация и механизация производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование. Изменение и совершенствование данной структуры под воздействием научно-технического прогресса происходят непрерывно.
Наглядным тому примером является машиностроение, давшее развитие таким отраслям, как электроэнергетика и приборостроение с подотраслями: производство средств вычислительной техники, компьютеров, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. Возникли новые отрасли — микробиологическая, космическая и т.д. Созданы новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности. Промышленность подразделяется на:
• добывающую, к которой относят отрасли, связанные с добычей и обогащением рудного и нерудного сырья, а также с добычей морского зверя, ловлей рыбы и других продуктов моря;
• обрабатывающую, к которой относятся предприятия по переработке продукции добывающей промышленности, полуфабрикатов, а также по переработке продукции сельского хозяйства, лесного и иного сырья.
Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии.
В период экономических реформ происходят существенные изменения в структуре добывающих и обрабатывающих отраслей. Ориентация на развитие добывающих отраслей промышленности привела к росту доли добывающих отраслей (с 17 % в 1992 г. до 21,6 % в 1997 г.) и к снижению доли отраслей, связанных с получением готового продукта (до 78,4 %).
По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы:
• группу “А” — производство средств производства;
• группу “Б” — производство предметов потребления. Однако следует отметить, что деление промышленности на данные группы не совпадает с отраслевой структурой промышленного производства, так как натуральная форма произведенной продукции еще не определяет ее экономического назначения. Поскольку продукция многих предприятий может предназначаться как для производственного, так и для непроизводственного потребления, то ее и относят к той или иной группе — в зависимости от фактического использования.
Такое деление промышленности позволяет определять натурально-вещественный состав произведенной продукции, исчислять долю каждой из этих групп в общем объеме промышленного производства и на этой основе устанавливать правильное соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления.
Длительный период экстенсивного развития промышленности за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов (материальных и трудовых), а также милитаризация экономики способствовали углублению диспропорций между этими важнейшими группами. Так, в 1940 г. доля группы “А” в промышленном производстве составляла 61 %, а в 1994 г. — 84,6 %, что далеко не соответствует аналогичным структурам в государствах с развитой рыночной экономикой.
По прогнозам многих отечественных аналитических групп и международных организаций экономика России находится в ожидании начала экономического роста. Однако этот процесс не будет протекать во всех регионах и на всех предприятиях одновременно. Вживление начнется в регионах, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для инвестиций, и на предприятиях, в наибольшей степени готовых к их приему и использованию. Его признаками послужат как показатели роста объемов производства и объемов вложений в основной капитал, так и изменения в структуре и размере доходов населения, в росте объемов поставок и активизации товарооборота, а также в развитии финансовой сферы.
В 1997 г. впервые с 1989 г. была отмечена положительная динамика объемов промышленного производства, возросших на 1,9 % по сравнению с 1996 г. Подъем отмечался в отраслях с высокой добавленной стоимостью — в машиностроении и металлообработке, медицинской, полиграфической, химической, микробиологической промышленности, а также в цветной металлургии.
Тринадцать регионов Российской Федерации за 1996 г. имели рост объемов промышленного производства на 10—29 %, который опережал среднереспубликанский. К ним относят Тюменскую, Свердловскую и Самарскую области, а также Москву, Санкт-Петербург, республики Башкортостан, Татарстан и др. Относительная стабилизация промышленного производства обусловливалась расширением выпуска продукции на малых и совместных предприятиях.
Но вместе с тем отмечался дальнейший спад производства на крупных и средних предприятиях.
В то же время значительное падение объемов промышленного производства отмечалось в Московской, Нижегородской, Липецкой, Ярославской, Брянской, Тульской областях и в других субъектах Федерации.
Принятая Правительством Российской Федерации программа социально-экономического развития на период до 2000 г. должна способствовать изменению структурных соотношений в реальном секторе экономики, что предусматривает:
• совершенствование организационной и управленческой структур;
• улучшение технологической структуры материального производства путем обновления устаревших технологий и основных фондов;
• изменение структуры промышленного производства за счет увеличения доли продукции с высокой степенью обработки;
• развитие инфраструктуры, в том числе таких важнейших отраслей промышленности, как транспорт и связь.
Главной целью промышленной политики является повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках. В соответствии с этим формируются стратегия и приоритеты, построенные на таких принципах, как:
• включение России в систему международного разделения труда за счет развития отраслей и предприятий, производящих на мировом рынке конкурентоспособную продукцию;
• создание необходимых условий для развития отраслей и предприятий, ориентирующихся на выпуск новых товаров и услуг для существующих и новых рынков — как внутренних, так и внешних;
• дальнейшее сокращение и конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, а также сокращение производств и ликвидация предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;
• унификация государственных стандартов РФ с международными, в первую очередь со стандартами Европейского Союза.
Подход к развитию отраслей хозяйства должен существенно отличаться по их значимости. Так, в отношении отраслей добывающей (нефтяной, газовой, лесной) промышленности, продукция которых пользуется большим спросом на мировом рынке, проводится политика на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования и привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.
В отношении отраслей, располагающих большим научно-техническим потенциалом и способных производить конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка, но нуждающихся в государственной поддержке (космическая и атомная промышленность, самолетостроение, квантовая электроника, лазерная техника), государственное финансирование будет ограничиваться проектами, обеспечивающими вывод на мировой рынок российских товаров,работ и услуг.
Методы промышленной политики для отраслей, характеризующихся значительным техническим отставанием, но имеющих важное значение для внутреннего рынка (автомобилестроение, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, радиоэлектроника по отдельным направлениям) предусматривают установление защитных импортных тарифов, сертификацию импортируемой продукции, а также создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.
По депрессивным отраслям промышленности (угольной, текстильной, автотракторной, оборонной) предусматривается реализация общегосударственных программ структурной перестройки.
Формы территориальной организации промышленности
Пространственное сочетание отраслей и отдельных производств складывается под влиянием многих факторов. К ним относится обеспеченность минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, материальными и трудовыми ресурсами. Отмеченные факторы тесно связаны между собой, оказывая определенное воздействие на размещение предприятий и различных отраслей экономики.
Значение этих факторов изменяется под влиянием научно-технического прогресса. Так, развитие электронного транспорта снижает влияние топливного фактора на размещение теплоемких и энергоемких производств, а развитие бездоменной металлургии — зависимость производства от топливных и водных ресурсов.
Основным объектом изучения региональной экономики является территориальная организация хозяйства. В процессе размещения производства сложились ее различные формы, из которых выделяются:
• крупные экономические зоны;
• промышленные районы;
• промышленные агломерации;
• промышленные узлы;
• промышленные центры;
• промышленные пункты.
Для анализа и синтеза территориальных экономических пропорций развития хозяйства, выявления главных направлений размещения производительных сил по территории страны на перспективный период выделяют крупные экономические зоны, представляющие обширные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.
На территории Российской Федерации выделяют две крупные экономические зоны:
1) Европейскую, включающую Урал;
2) Восточную, включающую территорию Сибири и Дальнего Востока.
Для первой из них характерны дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая концентрация промышленного производства и преобладающее развитие отраслей обрабатывающей промышленности.
Для Восточной экономической зоны характерно преобладание отраслей добывающей промышленности, наличие больших запасов топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, слабая освоенность территории. Такое влияние крупных экономических зон принято учитывать при анализе и определении перспективных территориальных экономических пропорций хозяйственного комплекса страны.
В состав крупных экономических зон входят промышленные районы. Они представляют крупные территории с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производительных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения:
• высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность;
• максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.
Компактное размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства приводит к сокращению занимаемой территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30 %, на 3 % уменьшается его сметная стоимость, на 25 % — количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20 % затрат на общие объекты благодаря созданию единых комплексов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.
В стране имеются крупные промышленные агломерации: Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие и концентрация производства за известными пределами оказывают негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды и развитием социальной сферы.
Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных пространственных структур территориально-производственных комплексов. Вырастая на основе последовательного комбинирования производства и создания узловых инфраструктурных объектов, промышленные узлы представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства.
Отступление от принципа комплексности территориального развития и преобладание ведомственного подхода ведут к появлению уродливых, нерациональных форм размещения, диспропорций в развитии между отраслями рыночной специализации, комплексообразующими отраслями и сферой услуг, снижают эффективность развития промышленного узла. Подобные формы территориальной организации хозяйства получают развитие не только в старопромышленных районах (например, в Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд КМА, и в Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод и химический комбинат с сопутствующими производствами), но и в районах нового освоения (Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств).
Предприятия промышленных центров в большинстве своем не имеют между собой технологических связей, поэтому такое размещение снижает возможности развития кооперации, а следовательно, и их эффективность роста. Примером служат областные центры.
Под промышленным пунктом понимают территорию, в пределах которой размещается одно или более предприятий одной отрасли (малые города и рабочие поселки).
Новые формы промышленной организации
Становление рыночных отношений в России не только ведет к разнообразию форм собственности — государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и создает новые формы промышленной интеграции.
Холдинг — форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала — как федерального, так и регионального. В его состав могут входить совместные предприятия и иностранные фирмы, заинтересованные в объединении части своих пакетов акций и создании уставного капитала головного предприятия, который становится акционерной компанией преимущественно открытого типа.
Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходит слияние предприятий и совместное инвестирование производства, что позволяет увеличивать выпуск продукции, ее продажу, снижать вероятность банкротства предприятий. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах Европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой нефтяной компании является “ЛУКойл”. Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.
Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП — это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих субъектов.
Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях.
Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ). Основная их функция — технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. Первая зарегистрированная в 1993 г. финансово-промышленная группа — “Уральские заводы”.
В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры, при этом сохраняется юридическая самостоятельность каждого из участников группы.
ФПГ отличаются достаточно разносторонней деятельностью, охватывающей более 100 направлений. Наиболее крупные ее масштабы распространяются на такие отрасли, как автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.
За 1993—1996 гг. зарегистрировано 45 ФПГ, в состав которых на добровольной основе вошло более 700 предприятий, организаций и финансово-кредитных учреждений с общей численностью занятых до 3 млн человек. В состав ФПГ зарегистрированы такие крупные промышленные предприятия, как АО “Магнитогорский металлургический комбинат”, “Западно-Сибирский металлургический комбинат”, “НОСТА” (Орско-Халиловский металлургический комбинат), “АвтоВАЗ”, “КамАЗ”, а также финансовые организации “Менатеп”, “Инкомбанк”, “Промстройбанк”, “Автобанк” и др.
Среди ФПГ по своим объемам и численности персонала выделяются такие, как “Русхим”, “Магнитогорская сталь”, “Нижегородские автомобили”, “Восточно-Сибирская группа”.
Большинство финансово-промышленных групп включают в состав своих участников организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы. Так, ФПГ “Объединенная промышленно-строительная компания” включает предприятия легкой и пищевой промышленности: АО “Сафьян” и АО “Рязаньрыбпром”.
Помимо этого ФПГ способствуют выводу военно-промышленного комплекса из глубокого кризиса. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре таких группы — “Уральские заводы”, “Скоростной флот”, “Сокол” и “Сибирь”. В ближайшие годы предполагается организация еще 30 аналогичных объединений. В последние десятилетия в России получили свое развитие и такие формы промышленной организации, как технополисы и технопарки. Они формируются в регионах, характеризующихся наличием тех элементов производительных сил, которые относятся к инновационной экономике: высокотехнологичные предприятия, научно-исследовательские учреждения, университеты и другие центры профессиональной подготовки специалистов высокой квалификации, информационно-коммуникационные структуры. При этом важное значение имеет не только их концентрация в отдельном регионе, но и взаимодействие этих структур, что обеспечивает наибольший экономический эффект их развития. В современных условиях создание технополисов и технопарков является одним из главных направлений программ устойчивого развития экономики регионов, специализирующихся на формировании наукоемких отраслей хозяйства, находящихся в настоящее время в состоянии стагнации. Своеобразие технополисов и технопарков заключается также в том, что они одновременно включены в локальные региональные, страновые и мировые системы, а их развитие опирается как на уже сложившийся научный, образовательный, промышленный потенциал, так и на возможности генерировать новые научные идеи. Технопарки и технополисы целесообразнее создавать в местах сосредоточения научных и учебных центров, вблизи крупных промышленных предприятий и в местах концентрации высококвалифицированных специалистов, в районах с развитой транспортной сетью, высоким культурным уровнем населения и на территориях с благоприятными природно-климатическими условиями. При этом технопарк должен находиться не далее чем в получасе езды от города, занимать ограниченную территорию. Технопарки организуются в регионах с высоким уровнем экономического развития и научно-технического потенциала и связаны с развитием прежде всего новейших технологий. Возможности создания технопарков, их специализация и характер формирования определяются такими факторами, как особенности их размещения в регионе и сложившаяся ситуация в национальной экономике.
Основным структурным элементом технополиса является комплексный научно-технический коллектив, создаваемый для реализации конкретного продукта и включающий сотрудников одного или нескольких вузов, НИИ, СКБ отечественных, совместных или иностранных предприятий, малых инновационных фирм, коммерческих банков, призванных обеспечивать необходимыми средствами и сотрудничать в решении поставленных задач. В создании и функционировании производственных структур принимают участие администрация технопарка, местная (региональная) администрация, заинтересованные предприятия и финансовые институты. Основу технополисов составляют новые и новейшие наукоемкие отрасли, для развития которых государство создает благоприятные условия. В настоящее время технополисы и технопарки в России создаются на базе учебных и научно-исследовательских институтов, имеющих тесные связи с промышленными предприятиями. Они получают развитие как совместные предприятия (СП), акционерные общества различного типа (АО, ЗАО), ассоциации и т.д. Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие в Москве (российско-итальянское СП “Технопарк”), в Санкт-Петербурге (СП “Санкт-Петербургский международный технопарк”, АО “Санкт-Петербургский кибернетический технопарк”), в Томске (Томский научно-технологический парк в виде ассоциации предприятий и институтов). Проектируется создание технопарков в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске и др. Широкие возможности для развития такой формы организации хозяйства имеют закрытые города ВПК, что обеспечивает не только сохранение научно-технического потенциала этих городов, но и успешную конверсию предприятий и сохранение высококвалифицированных кадров.
Упомянутый выше “Санкт-Петербургский международный технопарк” создан Механическим институтом совместно с итальянской фирмой “ЛАРА инжиниринг” с привлечением итальянской машиностроительной компании “Монделли”. Главной целью его организации является конверсия оборонных предприятий и перевод их на производство наукоемкой продукции. Технопарк будет осуществлять сотрудничество с 60 зарубежными фирмами, что позволит с большим успехом выйти с выпускаемой продукцией на мировой рынок. Стоимость создания этого технопарка оценивается в 250 млн долл. Вклад российской стороны составит не менее 51 % от уставного капитала АО, что позволит ей сохранить контрольный пакет акций. Срок окупаемости инвестиций определен в 7 лет.
Технополисы являются дорогостоящими объектами инвестирования и начинают приносить прибыль не ранее чем через 10 лет. В Российской Федерации такая форма территориальной организации хозяйства получает развитие в городе-спутнике Зеленограде. Технополис “Зеленоград” был создан как базовый пять лет назад. Выбор этого научно-производственного центра не случаен. Здесь имеется необходимая научно-техническая база и возможности для создания замкнутого цикла производства микроэлектроники, включая получение готового продукта. На территории технополиса расположены предприятия электронной промышленности, научно-исследовательские институты, более 2,5 тысяч малых и средних фирм, производящих научно-техническую продукцию. Московский институт электронной техники (МИЭТ), готовящий кадры для электронной промышленности. Зеленоград расположен недалеко от Москвы (в 30 км), имеет транспортные развитые связи.
Технополисы и технопарки должны способствовать не только развитию высокотехнологичного производства и выходу продукции на мировой рынок, но и подъему экономики как отдельного региона, так и страны в целом.
Создание новых форм промышленной организации хозяйства благоприятствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной продукции на мировом рынке и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.
Основы планирования регионального промышленного комплекса
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению планирования, необходимо дать определение промышленного комплекса и определить его положение в едином народнохозяйственном комплексе.
Традиционно промышленный комплекс определяется как совокупность действующих на определенной территории промышленных предприятий. Понятие «комплекс» вмещает не просто перечень предприятий, но и предполагает общность целей их социально-экономического развития. В свою очередь, промышленный комплекс представляет собой часть единого народнохозяйственного комплекса и связан со всеми другими структурными элементами данной системы. Во избежание дальнейших неточностей, мы будем рассматривать понятия «промышленный комплекс» и «промышленность» как равнозначные.
Промышленность – главная и ведущая отрасль материального производства. Она оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений. Промышленность и в особенности тяжелая индустрия, является основой расширенного воспроизводства в экономике. Она непрерывно воспроизводит средства производства как для себя, так и для других сфер рынка. Тяжелая индустрия вооружает передовой техникой все отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, торговли, обеспечивая технический прогресс во всем народном хозяйстве. Дальнейшее развитие промышленности, и прежде всего отраслей тяжелой индустрии, является важнейшей предпосылкой возрождения экономического потенциала нашей страны и успешного решения задач обеспечения социально-экономического и политического развития.
Промышленность перерабатывает сельскохозяйственную продукцию и производит основную долю товаров народного потребления, удовлетворяет потребности общества, повышает его материальное благосостояние. Велика роль промышленности в государственном накоплении.
Развитие промышленности способствует всестороннему развитию экономических районов страны, целесообразному использованию богатых природных ресурсов.
Промышленность является основой укрепления обороноспособности страны, так как производит все виды и средства современной военной техники.
В процессе реформирования экономики доля промышленных предприятий в общей численности предприятий и организаций существенно снизилась, прежде всего, за счет резкого роста их числа в сфере торговли и услуг.
Таким образом, промышленность, как важнейшая отрасль народного хозяйства – основа экономического и оборонного потенциала страны. Она определяет уровень развития общества и не может не быть в центре внимания государства по указанным выше причинам, а особенно в условиях кризиса. Поэтому промышленный комплекс объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного планирования.
Планирование – это функция управления, определяемая большинством экономистов мира как ведущая. Так, например, в учебной литературе вузов Японии управление и планирование производством представлены следующим образом
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения определенных операций.
Планирование является одной из форм предвидения. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на исследуемые процессы различают три формы: гипотезу, прогноз, план. Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории, раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей. Прогноз имеет большую определенность, основывается не только на количественных, но и на качественных параметрах, носит вероятностный характер. План представляет собой постановку точно определенной цели (целей) и предвидение конкретных, детальных событий, в нем фиксируются пути и средства достижения целей. В плане предвидение получает наибольшую конкретность и определенность
Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом таким образом, что функция управления – планирование представляет собой процесс непрерывного воплощения всех трех форм предвидения. Исходное начало этого процесса – общенаучное предвидение состояний объекта, завершающий этап – составление плана перевода объекта в новое состояние.
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования5.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие участники рынка лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение единицы планирования и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те системы с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий, а значит и регионов, и страны в целом.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности планируемой системы. В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели системы и ее стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что, чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредоточивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны, региона и улучшение качества жизни людей 6.
Данная классификация видов и систем планирования в определенной мере характеризует основное содержание любой плановой деятельности на всех уровнях управления.
Планирование промышленного производства должно строиться на базе ряда научных принципов. При этом под принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми руководствуются органы исполнительной власти страны, региона, руководство промышленных предприятий в процессе планирования промышленного производства.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы одним из создателей современной теории управления производством А.Файолем. Он выделил следующие принципы осуществления плановой деятельности:
необходимость;
единство;
непрерывность;
гибкость;
точность.
Позднее Р. Акофф обосновал еще два принципа планирования:
принцип участия;
принцип холизма.
В отечественной литературе, где традиционно уделялось особое внимание именно этой части процесса управления, некоторые из перечисленных принципов уточнялись, корректировались. Так, например, принцип единства планирования представлен как принцип комплексности, взаимной увязки и координации. Кроме того, предлагаемый перечень важнейших принципов планирования обогатился за последние годы новыми, современными:
научность;
эффективность;
оптимальность;
обоснованность целей, ориентированность на конечный результат деятельности и некоторые другие.
Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Всякий труд, как известно, - это целесообразная деятельность, направленная на преобразование природных ресурсов в готовую продукцию или услуги и удовлетворение потребностей людей. А.Файоль заметил также, что никто не оспаривает пользы программы деятельности: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Отсутствие плана или программы сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причиной плохого состояния, если не краха дел. Принцип необходимости или обязательности планирования особенно важен в условиях рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов страны, региона и промышленного предприятия.
Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования, который обусловлен системной структурой самого объекта планирования – промышленного комплекса. Рассматриваемый принцип предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных элементов промышленного комплекса – отраслей, предприятий, и планов различного уровня с целью обеспечения сбалансированности их работы. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие всех участников производственного процесса на вертикальном и горизонтальном уровнях планирования и управления.
Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых, планирование промышленности должно осуществляться постоянно, без перерывов и, во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу. Необходимость непрерывности процесса планирования обусловлена неопределенностью внешней среды и наличием непредусмотренных изменений, которые делают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешних условий и соответствующее уточнение плана. Кроме того, изменению подвержены не только фактические параметры, но и собственные представления о преимуществах и возможностях промышленного комплекса. Непрерывность планирования означает также постепенный переход от стратегических планов к тактическим, необходимое взаимодействие между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды.
Очередной принцип планирования – принцип гибкости – как раз и основан на отмеченных предпосылках: неопределенности и изменчивости внешней среды и изменение оценок, позиций объекта планирования. При этом принцип гибкости заключается приданию всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего и внешнего характера.
Принцип точности планирования предполагает, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна на данный момент и которая достаточна, для решения возникающих проблем. Ясно, что различные временные и пространственные горизонты планирования предполагают и различную степень точности и детализации проработки: если долгосрочное планирование ограничивается разработкой лишь стратегических целей развития промышленного комплекса, поскольку количество достоверной на длительный период времени информации не велико, то среднесрочные и краткосрочные планы могут и должны быть проработаны детально.
Суть принципа участия во многом определяется принципом единства планирования. Исходя из этого, принцип участия означает, что каждый элемент производственного процесса, независимо от выполняемой им функции становится участником плановой деятельности. Процесс планирования привлекает к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает – органы исполнительной власти страны и региона, местного самоуправления, руководство предприятий и его подразделений, общественных организаций и т.д. Принцип участия предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – не важно, насколько хорошо. 7
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции. Каждая из них относится к своему измерению системы, которая разделена на уровни, а каждый уровень на объекты, различающиеся по выполняемым функциям, выпускаемой продукции и обслуживаемому рынку. Координация охватывает взаимодействие объектов одного уровня, интеграция – между объектами разных уровней.
Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность элементов одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.
Принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне управления промышленным комплексом, часто создает проблемы для других уровней Поэтому. Для решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх8.
Принцип научности предполагает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно обоснованных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения науки и техники.
Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Любой плановый эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата. При оценке эффекта в процессе планирования обычно происходит сравнение ожидаемых показателей с заранее выбранной целью. Оценить реальный эффект на стадии разработки плана практически не всегда возможно, тем не менее его надо планировать. Известно. Что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из нескольких возможных или альтернативных.
И наконец, принцип обоснованности целей и направленности на конечный результат деятельности предполагает, что, исходя из системного характера планирования, все звенья промышленного комплекса имеют единую конечную цель, реализация которой поставлена во главу угла, приоритетна. При этом в промышленности необходимо выбирать ведущие отрасли, от функционирования которых прежде всего зависит конечный результат, и стремиться реализовать их задачи в первую очередь.
Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.
Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков, среди них: масштаб прогнозирования, время упреждения, функция прогноза (Таблица 1.1).
Таблица 1.1 Типология прогнозов
Признак типа | Виды прогнозов |
Масштаб прогнозирования | Макроэкономический и структурный Прогнозы развития народнохозяйственных комплексов Отраслевые и региональные Прогнозы предприятий |
Время упреждения | Оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные |
Функция прогноза | Поисковый и целевой |
Поисковый способ прогнозирования основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. Его задача выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций.
Целевой способ – это прогнозирование от будущего к настоящему, как бы прогнозирование наоборот. В этом случае вначале устанавливаются желаемые конечные параметры развития (цели), затем определяются необходимые для этого ресурсы. Этот процесс называют нормативно-целевым, так как процесс прогнозирования здесь сходен с процессом планирования.
План и прогноз представляют собой взаимодополняющие стадии программирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления экономикой. Методы прогнозирования можно рассматривать и применительно к планированию. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана (как правило), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения) и проводиться в процессе разработки плана.
Главное отличие прогноза и плана состоит в том, что первый носит вероятностный, а второй нормативный характер.
Методы прогнозирования можно разделить не две группы. Это эвристические методы (интуитивные), которые основаны на преобладании интуиции, то есть субъективных начал (рис. 1.5). Другую группу составляют формализованные методы, в которых превалируют объективные начала. Значительное число методов в той или иной степени объединяют элементы обеих групп.
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и не отделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминирует интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе относятся методы социологических исследований и экспертные методы.
Формализованные (в частности экономико-математические) методы предполагают наличие условий, допускающих объективное измерение и наблюдение.
Определение системы факторов и причинно-следственных связей - начальный этап математического моделирования.
Статистические методы занимают особое место в прогнозировании. Методы математической и прикладной статистики используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных как эвристическими, так и экономико-математическими методами.
Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.
Метод сценариев объединяет качественный и количественный подходы. И так как именно этот метод применяется сегодня для прогнозирования социально-экономической ситуации и в частности промышленного производства в Российской Федерации и ее субъектах, то заслуживает особенного внимания.
Сценарий – это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии определяются основные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события. Сценарный метод является незаменимым в рыночных условиях, так как его процедуры представляют собой последовательное снятие неопределенности, предполагает альтернативное развитие экономических процессов. Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, - это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.
На основе прогнозов осуществляется выбор стратегии, позволяющей реализовать наиболее выгодную из возможных траекторий будущего развития, и определяется перечень стратегических приоритетов государственного воздействия на промышленный комплекс. Реализация выбранной стратегии приоритетов осуществляется на основе программ – набора взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки с относительно меньшими затратами. Государственное программирование возникло впервые в России. Первой перспективной программой (которая одновременно выполняла и роль перспективного индикативного плана) был ГОЭЛРО. В дальнейшем разрабатывался ряд программ промышленного и территориального характера, они включались в пятилетние планы. С 70-х годов получили распространение целевые программы. Однако идея программирования была во многом дискредитирована из-за множественности слабо обеспеченных ресурсами программ, отсутствия действенного механизма их реализации. С середины 90-х годов опять возобладал количественный подход к программированию, составляются, но практически не выполняются множество федеральных и региональных программ, что снижает эффективность управления.
Отличительная особенность программ в том, что они не могут и не должны охватывать всю экономику, подвергая ее жесткому государственному регулированию. Их действие распространяется лишь на поле стратегического прорыва и только на время прорыва, а в остальном и дальше вступают в силу обычные рыночные методы хозяйствования. Назначение программирования в обеспечении дополнительного синергетического эффекта от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва с последующим его расширением.
Развитие теоретических представлений о планировании производства имеет свою историю.
Наибольшее распространение индикативное планирование в зарубежных странах получило в послевоенный период и прошло через три основные формы: конъюнктурную, структурную, стратегическую. Эволюция форм индикативного планирования связана с повышением степени его зрелости, отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования.
Конъюнктурная форма связана с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в ВВП. Прогнозирование производства на этом этапе служило, прежде всего, для оценки налоговых поступлений в бюджет.9По мере совершенствования прогнозно-плановой деятельности она стала отделяться от бюджетного процесса и методически, и организационно.2
Структурную форму индикативное планирование приобретает с подключением к выполнению заданий частных предприятий и региональных властей с помощью мер государственной поддержки в рамках избирательной структурной политики. Значительных успехов в ее развитии добилась Япония, в планах которой была заложена концепция «полюсов роста» в регионах.
По мере развития смешанной экономики и глобализации рынков индикативное планирование трансформируется в стратегическую свою форму, суть которой состоит в выборе главных приоритетов развития промышленности и всей экономики. Стратегическое планирование выражалось в разработке соответствующих целевых комплексных программ и получило большое распространение, например во Франции.
В СССР также был накоплен большой опыт планирования, которое имело централизованно-директивную форму. Советский опыт изучался, адаптировался и использовался зарубежными странами, помогая преодолеть многие ошибки при разработке индикативных планов. Актуальными остаются многие достижения плановой деятельности СССР.
Во-первых, в Советском Союзе был накоплен опыт макропрогнозирования, включая предвидение неконтролируемых параметров, например колебаний мировых цен.
Во-вторых, использовался принцип приоритета решения стратегических, долгосрочных задач перед сиюминутными, краткосрочными потребностями.
В-третьих, большое значение имеет процедура согласования планов на отраслевом, территориальном уровне. Необходимо подчеркнуть, что в системе централизованно-директивного планирования СССР территориальные разрезы планов имели по преимуществу индикативный характер, играли координирующую, информационную роли. Для территориальных производственных комплексов, не являющихся непосредственными объектами централизованного планирования, разрабатывались специальные программы развития. В настоящее же время ситуация в региональном планировании ухудшилась. С развитием федерализма, дезинтеграцией бюджетной системы и сепаратистскими настроениями регионов, распространением местного самоуправления нарушился процесс согласования планов, разрушилось единство системы планирования.
В-четвертых, именно советской плановой системе принадлежит ведущая роль в разработке идеи оптимизации принятия решений, причем многие теоретические и прикладные модели не получили своего применения в СССР в силу своей излишней «рыночности».
В-пятых, больших успехов советские плановики добились в разработке системы планирования на предприятиях. Сегодня же происходит утрата этого опыта. Многие предприятия, освобожденные от обязанности планирования, предпочитают функционировать вовсе без него. В результате приоритета текущих задач практически сведена к нулю инвестиционная и инновационная деятельность предприятий, являющаяся фундаментом эффективного развития производственного комплекса.
На сегодняшнем этапе в России разрушена система централизованного директивного планирования, но не создано и индикативного. В лучшем случае можно говорить о зарождении элементов конъюнктурной формы индикативного планирования. Следует отметить, что даже термин «индикативное планирование» не используется в сегодняшних нормативных документах, регулирующих планово-прогнозную деятельность. Превращение планирования в необязательный и малодейственный элемент системы государственного регулирования экономики прямо связано с политикой разгосударствления и либерализацией экономики. И если бы результатом этой политики стал бурный экономический рост, вопрос о необходимости сочетания плана и рынка, по-видимому, перестал бы вызывать напряженные дискуссии ученых и практиков. Однако результаты экономического развития в нашей стране малоутешительны. Поэтому уже Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию отметил необходимость возрождения планирования на всех уровнях управления.
Планирование промышленного производства в Саратовской области представлено в основном прогнозированием и программированием (план как документ используется редко) и находит отражение в следующих региональных разработках:
Стратегический план развития Саратовской области разрабатывает министерство экономики Саратовской области;
Среднесрочная программа социально-экономического развития Саратовской области (министерство экономики);
ежегодные планы мероприятий по реализации программы социально-экономического развития Саратовской области(министерство экономики);
Программа развития промышленности Саратовской области (министерство промышленности);
программы развития подкомплексов и отраслей промышленности. Министерством промышленности были разработаны программы развития отраслей промышленности: Программа развития предприятий машиностроения Саратовской области на 2001-2005 годы; Программа развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Саратовской области на 2001-2005 годы; Программа развития предприятий электронной промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы; Программа развития предприятий легкой промышленности Саратовской области на период 2001-2005 года; Комплексная программа развития мебельной и деревообрабатывающей промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы; Программа развития предприятий химической промышленности Саратовской области на период 2001-2005 года;
региональные целевые программы в области промышленности – разрабатывает министерство промышленности Саратовской области и другие отраслевые министерства, заявки на участие предприятий Саратовской области в федеральных целевых комплексных программах – курируются министерством промышленности и министерством экономики Саратовской области.
Для проведения промышленной политики в области используется в основном программно-целевой метод. В Саратовской области используется пятиуровневый программно-целевой метод управления экономикой: инвестиционный проект предприятия - программа развития предприятия - программа развития отрасли - программа развития промышленности - программа социально-экономического развития области. Они представляют собой комплекс конкретных, направленных на достижение единой цели проектов, которые при реализации должны не только возвращать вкладываемые в них средства, но и давать прибыль.
Базовой целевой программой в прошедшие три года являлась Программа развития промышленности области на 1998-2000 годы, которая определила основные направления по выводу промышленного комплекса из кризиса. Составными частями программы стали программы развития отдельных отраслей, а в основу последних легли программы развития конкретных предприятий.
Промышленность области обладает богатым потенциалом роста в базовых отраслях, общая тенденция спада производства преодолена. Однако есть проблемы региона, являющиеся настолько многоплановыми и значимыми, что решить их в рамках существующих механизмов регулирования, представляется крайне сложным. Только разработка комплексного перечня мероприятий, учитывающих интересы целого круга предприятий и отраслей в рамках программно-целевого управления способна обеспечить стабильный рост промышленного производства.
При ее подготовке учитывалось, что ее реализация будет проходить в условиях ограниченного объема денежных средств, поэтому в ней было предусмотрено использование как прямого, так и косвенного финансирования программных мероприятий.
Прямое финансирование включает: средства областного бюджета (в виде налоговых льгот и каникул, бюджета развития области); средства внебюджетных областных фондов; средства предприятий; средства иностранных инвесторов; финансовые ресурсы, выделяемые по линии технической и консультативной помощи; средства, выделяемые в рамках федеральных программ; средства областной службы занятости населения для поддержки проектов, создающих дополнительные рабочие места.
Косвенное финансирование включает: реструктуризацию задолженности предприятий на принципах бюджетной эффективности в пределах полномочий Правительства области, областной Думы и органов местного самоуправления.
Кроме программно-целевого метода в управлении промышленным производством области используются: метод экспертных оценок, экстраполяции, экономико-статистического анализа, нормативный и программно-целевой.
Региональный прогноз разрабатывается по определенным показателям (стоимостные и объемные показатели, цены) с учетом согласования сценарных условий развития российской экономики и экономики субъекта Федерации. При подготовке прогнозных материалов экономическим органам субъектов рекомендуется учитывать прогнозы развития муниципальных образований. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе общероссийских сценарных условий разрабатывают региональные прогнозные сценарии, определяющие стратегию развития на соответствующий период, исходя из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов.
Разработка сценарных условий, как правило, осуществляется в двух вариантах: основном или целевом и пессимистическом.
Эти варианты представляют собой параметры показателей, при которых социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации в прогнозируемом периоде оценивается как наиболее вероятное. Варианты базируются на единой концепции государственной социально-экономической политики, единых целях и приоритетах, а также способах ее реализации. Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных целей в результате воздействия неблагоприятных тенденций и факторов экономического развития.
Прогноз объема промышленной продукции в действующих ценах (без НДС и акциза) разрабатывается, исходя из отчетных данных на предыдущий год, оценки ожидаемых объемов за текущий год и произведения прогнозируемой на следующий год динамики промышленного производства на индекс-дефлятор оптовых цен на промышленную продукцию.
Для расчета показателя используются данные областного Комитета государственной статистики (объем промышленного производства в отчетном периоде, индекс физического объема ), Минэкономики РФ (индекс-дефлятор в соответствии со сценарными условиями).
Кроме того, индексы-дефляторы подвергаются корректировки, так как зачастую федеральные и региональные индексы не совпадают. Это связано с деятельностью конкретных предприятий и с их возможностями оказывать влияние на изменение цен на региональном отраслевом рынке.
Прогнозируемые индексы-дефляторы определяются сценарными условиями развития экономики. Их, как правило, два варианта.
Показатель рассчитывается для промышленности области в целом, в разрезе отраслей и муниципальных образований по полному кругу предприятий.
В целом необходимо отметить, что планирование промышленного производства и в частности его региональный аспект имеет ряд глобальных наработок, теоретические и методические основы данного процесса достаточно разработаны. Однако в российской практике применяются в основном примитивные методы прогнозирования. Прогноз промышленного производства (как и прогнозирование в целом) представляет собой экстраполяцию сложившейся в последние год-два тенденции, не нашли применения экономико-математические методы, моделирование. Сложность представляет практическая реализация передовых методик прогнозирования. Это, прежде всего, связано со слабым информационным обеспечением. Статистическая информация в настоящее время является мало достоверной, неполной. Изменение методик расчета показателей в связи с переходом на новую систему национальных счетов привело к потере сопоставимости данных и невозможности глубокого подробного анализа. Отсутствует единая, доступная база данных. Планы и программы не подкрепляются достаточным финансированием.
Необходимо при строительстве новой системы планирования использовать отечественный и зарубежный опыт, большее внимание обращать на обоснованность указанных в плане управленческих решений. В связи с этим важно пересмотреть подходы к прогнозированию.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.