18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
Социальная политика государства
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.
Субъект социальной политики (социальные группы, имеющие в своих руках власть в социальной сфере), обеспечивая достижение благосостояния в обществе (общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей), реализует принцип социальной справедливости, который, по моему мнению, как наиболее общий, является целью деятельности социальной сферы общественных отношений. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Стратегическими целями социальной политики являются:
создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества;
улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта;
развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;
создание эффективного цивилизованного рынка труда;
усиление адресности социальной поддержки населения;
обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;
создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан.
Социальные нормы и нормативы
В системе государственного регулирования используются множество показателей,
с помощью которых можно охарактеризовать уровень жизни народа и определить
основные направления социального развития. Всю совокупность показателей можно
представить через следующие группы:
• обобщающие показатели (валовой национальный продукт, фонд
потребления, фонд личного потребления в расчете на душу
населения, валовой национальный продукт на душу населения и
другие);
• доходы населения (реальные общие доходы, совокупные доходы
населения, средний размер реальной заработной платы, пенсии, пособия,
стипендии и т.п.);
• потребление и расходы населения (общий объем
потребления населения материальных благ и услуг, денежные расходы населения,
покупательная способность средней заработной платы, пенсии);
• денежные сбережения населения и накопленное имущество, жилище.
Основой выработки мер государственного воздействия на развитие социальной
сферы и повышение уровня жизни народа являются социальные нормы и нормативы,
характеризующие удовлетворение потребностей людей с учетом индекса стоимости
жизни, рациональных норм потребления товаров и услуг.
Социальные нормы и нормативы должны представлять собой научно обоснованные
размеры разумного удовлетворения потребностей людей и определять
перспективную модель уровня и образа жизни населения в долгосрочной
перспективе.
Особое место в системе норм и нормативов занимает
минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет - это систематический показатель, который
аккумулирует в себе основные характеристики уровня жизни населения и
определяет ту величину доходов, которая позволяет удовлетворять потребности
населения в питании на уровне минимальных физиологических нор.
Минимальный потребительский бюджет определяет ту величину индивидуального
дохода, которая позволяет удовлетворить потребности семьи в товарах и услугах
на уровне минимально допустимых с научной i очки зрения норм.
В практике существуют два метода разработки минимального потребительского
бюджета (МПБ) - это статистический и нормативный. Статистический метод для
определения потребительских расходов населения пользуется данными
обследования бюджетов семей. В большей мере используется второй метод -
нормативный.
При формировании минимального потребительского бюджета и для прогнозных
расчетов рационального потребительского бюджета используется «потребительская
корзинка» (она составлена в расчете на одну семью из 4-х человек).
Принципиальное значение для определения «потребительской корзины» имеет выбор
цен на товары и услуги. Он должны отражать реальные условия жизни лиц данной
категории, т.е. характеризовать фактические цены покупок и возможности
приобретения дешевых товаров.
Прожиточный минимум определяется в каждом суверенном государстве в
зависимости от среднего уровня жизни населения.
Денежная величина прожиточного минимума определяется как стоимость набора
товаров и услуг, признанного минимально необходимым для удовлетворения
потребностей в питании на уровне физиологических минимальных норм
потребления. В основе расчета минимального потребительского бюджета лежат
нормы потребления, однако они имеют и самостоятельное значение.
Норма потребления - это экономический показатель, характеризующий уровень
потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.
Физиологические нормы потребления продуктов питания на душу населения научно
разрабатываются как эталон потребления на длительный период по различным
социально-демографическим группам населения. Разрабатываются они в
соответствии с энергозатратами и физиологическими требованиями организма
человека.
Нормы потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров
используются для характеристики уровня жизни народа и при прогнозировании
объема их производства.
Нормы и нормативы лежат также в основе прогнозирования развития социальной
инфраструктуры, особенно в части, финансируемой из средств государственного
бюджета.
- 1) Типы экономических систем и экономические формы собственности
- 2) Формы и методы государственного регулирования экономики
- Инструментарий кредитно-денежной политики. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
- Макроэкономическая стабилизация.
- Перераспределение доходов.
- 4) Роль и функции государственного сектора экономики.
- 5) Становление и развитие государственного регулирования экономики.
- 6) Планирование, программирование и прогнозирование, как формы регулирования.
- 7) Методы обоснования плановых решений
- 8) Финансово-экономические средства государственного регулирования.
- 9) Бюджетное регулирование
- 10) Налоги в системе государственного регулирования экономики.
- Экономический смысл снижения налоговых ставок
- 11) Цели в системе государственного регулирования экономики
- 12) Государственное регулирование экономического потенциала.
- 13) Государственное регулирование трудового потенциала.
- 14) Промышленность рф, формы ее территориальной организации. Прогнозирование и планирование промышленного производства.
- 15) Аграрная политика. Прогнозирование апк.
- 16) Государственное регулирование транспортного комплекса.
- 17) Государственное регулирование развития социальной сферы.
- 18) Социальная политика рф. Социальные нормы и нормативы – основа государственного регулирования социального развития.
- 19) Государственное регулирование оплаты труда. Методы планирования и прогнозирования реальных доходов потребления.
- 20) Планирование и прогнозирование промышленности.
- 21 ) Государственное регулирование материального производства. Государственный заказ и порядок его размещения.
- 22) Государственная поддержка апк.
- 23) Методы финансовой поддержки предприятий за счет централизованно распределительных ресурсов. Неуверенна!
- 24) Понятие и виды инвестиций. Источники финансирования инвестиций.
- 25) Методы стимулирования инвестиций. Способы привлечения капитала.
- 26) Структура финансового рынка. Организация рынков кредитов.
- 27) Регулирование валютного рынка.
- 28) Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 29) Основные направления внешнеэкономической политики государства.
- 30) Таможенные пошлины. Нетарифные методы.
- 31) Принципы региональной государственной экономической политики на современном этапе.
- 33) Государственное регулирование развития свободных экономических зон.
- 34) Формы и методы государственного регулирования сэз.
- 36) Сущность отношения собственности, виды собственности.
- 37) Роль малого бизнеса в развитии конкуренции и его государственная поддержка.
- 38) Методы и организация государственного регулирования экономики.
- 39) Экологическая политика государства в условиях рынка.
- 40) Основные задачи государственного регулирования природопользования.
- 41) Методы регулирования природопользования.