14.1. Банк международных расчетов. Международный валютный фонд
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации – это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.
Банк международных расчетов (БМР) – первый межгосударственный банк, который был организован в 1930г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.
Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами – участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.
БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи западноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.
Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение – в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.
Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам – членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.
Статьи соглашения Международного Валютного Фонда приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. С поправкой, вступившей в силу 28 июля 1969 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 23-5 от 31 мая 1968 года; с поправкой, вступившей в силу 1 апреля 1978 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 31-4 от 30 апреля 1976 года; с поправкой, вступившей в силу 11 ноября 1992 года в результате изменений, утвержденных резолюцией Совета управляющих N 45-3 от 28 июня 1990 года.
Капитал МВФ образуется за счет взносов государств – членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. – 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США – 1/5), 1/3 – развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ.
Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% - развивающимся.
Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.
В Устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947 – 1987 гг. с 36,2 до 20,1% в общем количестве голосов – с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран – экспортеров нефти.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов:
Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в фонде – ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех – пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем – посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.
Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.
Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет в разрез с национальными интересами страны-заемщика.
Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.
МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран – членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше + 1% (с декабря 1971 г. - свыше + 2,25%).
В соответствии с Уставом МВФ государства – члены фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами – членами МВФ.
Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим "плавающих" валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.
Страны – члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т. д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.
Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации – Международной ассоциации развития.
- Федеральное агентство по образованию
- 7.1. Финансы предприятий, организаций, учреждений как элемент финансовой системы
- 7.2. Особенности финансов коммерческих предприятий
- 7.3 Принципы организации финансов коммерческих предприятий
- 7.4 Финансовые ресурсы коммерческих предприятий
- 7.5 Особенности организации финансов предприятия в зависимости от организационно-правовой формы
- 7.6 Особенности финансов некоммерческих учреждений и организаций (фнуо)
- 7.7 Особенности финансов общественных объединений
- 7.8. Финансы индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
- Тема 8: Капитал, доходы, расходы, прибыль коммерческих предприятий
- 8.1 Основной капитал предприятия
- 8.2 Источники формирования основного капитала предприятия
- 8.3 Оборотный капитал предприятия
- 8.4 Источники формирования оборотного капитала предприятия
- 8.5. Доходы и расходы предприятия
- 8.6. Прибыль предприятия
- Тема 9: Финансы кредитных организаций
- 9.1 Финансы коммерческих банков
- Отчисления банков:
- 9.2 Финансы инвестиционных фондов
- Тема 10: Финансы домашних хозяйств
- Тема 11: Использование финансов для решения социально-экономических задач
- 11.1. Влияние финансов на развитие экономики
- 11.2. Финансовое воздействие государства на обеспечение благосостояния населения
- 11.3. Финансовое обеспечение развития социально-политической жизни общества
- 11.4. Финансовое обеспечение социальных гарантий
- 11.5. Использование финансовых рычагов регулирования и стимулирования производства
- 11.6. Влияние финансов на нтп
- Тема 12: финансовый рынок
- 12.2. Финансовые институты
- 12.3. Финансовые инструменты
- Тема 13: роль финансов в развитии международных экономических отношений
- 13.1. Финансы и развитие международных экономических отношений
- 13.2. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
- 13.3. Финансы в деятельности международных экономических организаций
- 13.4. Финансовое обеспечение решения глобальных проблем
- Тема 14: Международные финансово-кредитные организации
- 14.1. Банк международных расчетов. Международный валютный фонд
- 14.2. Международный банк реконструкции и развития
- 14.3. Региональные валютно-кредитные организации Европейского союза
- Часть 1
- Часть 2 (вв январь 2009)